Рецензия на книгу Человек, который смеётся от AnnaOpredelenno
Все начинается с урки в море. Море штормит, и урку бросает – с волны на волну.
Повествование – как неспокойное море, бросало меня, заставляя задаваться вопросом – чего хотел автор – написать роман, донести некую идею или дать доскональное описание буквально всех сфер жизни Англии начала XVIII века?
Необычный по воле эээ природы (если углубиться в философствования, что человек суть животное и часть природы) ребенок появляется в самом начале этой «коротенькой» книжки и идет сквозь нее, смеясь. Вопреки своей воле, но что уж. Почему вопреки? Он что, не был счастлив? Отчего же – был, хоть и не всегда. Его покидало хорошенько, и вниз и вверх и во все другие стороны. Покидало живым сюжетом, который заодно дал возможность Гюго подробно остановиться на описании старой «доброй» феодальной Англии. Ну, то есть, как «дал возможность». Гюго сам ее себе не то, чтобы взял, а просто-таки сделал: подробность и доскональность приводимых описаний всего - от королевского двора до быта скоморохов, от судебной системы до уклада жизни шаек – наводит на мысль, что они и были целью всего этого несомненно трудоемкого предприятия. Но нет, сюжет не натянут. Очень интересный, был бы динамичным и напряженным, если бы не эти отступления. И они интересны, да. Но их так много! Они так изобилуют фактами, именами, иностранными цитатами, датами, что просто кругом голова. Я не вылезала из сносок и все равно не могла удержать в голове 90% той информации, что дается промеж строк сюжета.
И вот так я и читала – то сжимаясь в комок от напряжения, следуя на гребне волны за непростой жизнью героя, то вдруг бах – провал. И в этом провале длинное штилевое описание, скажем, истоков, уклада жизни, правил поведения, преследования, знаковых законов и причин исчезновения компрачико́сов. Доплывая до конца описания, я нередко забывала, откуда меня туда вынесло. Эти описания – не сказать, чтобы минус книги. Скорее – зарытый в ней клад. Но они превращают чтение в тяжелую работу.
Но перепали мне за мою неотступность пара лишних пряников: во-первых, мастерское погружение в ситуацию. Если шторм – так вам будет холодно, мокро и страшно, и, отложив книгу, вы удивитесь, что пятая точка, оказывается, на диване, а не бьется о просоленную деревяшку. Если камера - то ужас, отчаяние накроют с головой. Во-вторых, манера Гюго изобличать изобличаемое не наставлением грозного перста и громовыми речами, а филигранно выведенной табличкой «Сарказм». Несмотря на довольно мрачный век и страшные события, улыбнуться книга меня заставила не раз.
В общем, я под впечатлением. Интересно и тяжело, познавательно и захватывающе. И ничего толком не запомнилось. Придется мне этот труд перечитать еще раз через годик-другой.