Рецензия на книгу Крэнфорд от cupy
Долго у меня читался этот роман, но у него и темп такой размеренный, без нагромождений сюжета, да его практически и нет, скорее есть простая тема – повседневная жизнь беднеющего английского провинциального городка. А на неё уже нанизаны бусины в виде разных событий, имевших место быть, ведь произведение Элизабет по большей части автобиографично.
Начиная знакомство с книгой (особенно когда речь идёт о людях вроде меня, плохо запоминающих имена), стараешься запомнить главных действующих лиц, и каково же было моё удивление, когда из четырёх героев, которые были средоточием первого конфликта, трое в течение первых десятков страниц отошли в мир иной, а четвёртый навсегда покинул Крэнфорд. И тут я поняла, что это не классический викторианский роман, в котором заранее определяются ключевые лица, которые будут переживать все отведённые автором перипетии, а нечто более приближенное к жизни, в которой люди часто уходят без явных предупреждений, простите за каламбур, по-английски.
История подана от лица юной девушки (читай, самой Элизабет Гаскелл), которая за долгие временные рамки романа взрослеет, неоднократно меняет место обитания, но не меняется одно – её склонность внимательно наблюдать за соседями. Не в смысле подсматривать, конечно, скорее это писательская привычка раскладывать человеческие мотивы и уязвимые места по полочкам, вглядываться не только в происходящее, но и в его истоки. В книге присутствуют и событийные анекдоты (кошка, поужинавшая кружевом; корова во фланели), но гораздо больше писательница ориентируется на интеллектуальную публику, вплетая в повествование великое множество новых героев, которые своей временностью производят впечатление соседей по купе. Но за недолгое появление они успевают добавить в рисунок новую краску, продемонстрировав ту или иную человеческую слабость. К примеру, один из героев, подобно всем известному барону, любит рассказывать разные небылицы, в каждом последующем случае побивая былой рекорд абсурдности. Ему не составляет труда пользоваться непросвещённостью девушек, за всю жизнь не отъезжавших от городка дальше, чем на десять миль, и срывать дармовые аплодисменты.
Как видно по обложке, большинство героинь этого романа – дамы немолодые, не нашедшие счастья в личной жизни, что называется, старые девы. Первое чувство, которое возникает у читателя (после шока от грустного "пролога") – это уважение к их коллективному духу. Они не просто помогают друг другу в любой беде, а ещё и стараются всеми способами снизить травмирующий эффект для той, у кого в жизни не лучший период. Если они подкармливают кого-то и помогают вещами, то всегда стараются подать это так, будто это лишь обременяющие их излишки, и всё в таком духе. Многие проблемы у них сводятся к финансам, ведь живут они на более, чем скромные сбережения, и ещё менее внушительные проценты.
Не советовала бы браться за этот роман торопыгам, ждущим на 10 страниц текста минимум 5 ярких событий. Он носит более медитативный характер, подобно вязанию или любому другому виду рукоделия, так характерному для женщин былых времён.