Рецензия на книгу Дела семейные от obukhova

Мистри оказался не так прост, как представилось вначале. В момент, когда я уже приготовилась к ровному такому хэппи-энду, он ловко вывернул на ту проблематику, с которой все и начиналось. И ради которой. Но обо всем по порядку.
Дедушке Нариману хорошо за 80, и он очень болен: прогрессирующий паркинсонизм, осложненный переломом ноги (или наоборот?). Старшие его дети (дочь Куми и сын Джал; к слову, не родные) совершенно не хотят ухаживать за отцом и при первой же возможности привозят его в крошечную квартирку младшей сестры Роксаны. Роксана – родная дочь Наримана – живет в этой квартире с мужем и двумя сыновьями, и живут они весьма скромно. Тем не менее, семья принимает на себя заботы о старике.
Такая вот семейная история. Где угодно могло случиться, да? Но поскольку случилось в Индии, то место и время наложили свой отпечаток. И он-то и есть самое интересное.
Все члены семьи принадлежат к общине парсов, исповедующих зороастризм (да-да, тот самый Заратустра/Заратуштра/Зороастр). Община эта – довольно замкнутый и малочисленный мирок, заботящийся о собственной чистоте и сохранении традиций. Разумеется, браки с не парсами запрещены. Именно от этого запрета и пострадал Нариман, тогда еще молодой и здоровый: ему не позволили взять в жены любимую девушку, которая зороастрийкой не была. Как водится, жизнь и Наримана, и девушки, и еще кучи людей пошла сильно наперекосяк.
Вот он – пример дикости, жестокости, абсурдности такой чистоты, такого сохранения традиций. И это происходит в современной Индии? И парсы продолжают так жить? Да, продолжают из поколения в поколение бунтовать по молодости лет, а затем смиряться. Или даже искренне приходить к принятию всех проявлений своей религии. Эту грустную, обреченную на свершение трансформацию Мистри показал на одном из самых, на мой взгляд, неоднозначных героев. Не назову его имени, потому что в этом изменении – соль, а спойлеры никто не любит.
Немного критиканства. Местами очень уж бытово, прямолинейно, идиллично. Такая озлобленная Куми, такой безвольный Джал, такая святая Роксана… Плосковаты персонажи.
Дикость – подчинять свою жизнь каким-то метафизическим представлениям о том, как должно быть, как правильно. Это не религия, это – образ жизни, нечто неотъемлемое и непреложное, вплетенное в саму ткань жизни. Когда воспринимаешь религию скорее интеллектуально, есть соблазн посмотреть на все это немного снисходительно. Но это будет ошибкой, потому что к ним нельзя с нашей меркой.