Рецензия на книгу Божественная комедия от cupy

#Б1_2курс 2.1 Основы чтения (жанры в названии)
Мощная, эффектная, всепоглощающая – сколько эпитетов не приведи к Комедии, всё будет мало. Какое же сильно впечателние производит эта книга, особенно если слушать, а поэтические строки первичнне слушать, а не читать, уже не в первый раз в этом убеждаюсь. Хотя оттенки, весь смысл так уловить сложнее, поэтому после аудиофрагментов я нередко перед сном возвращалась к тексту, благо перевод был один. И поняла одно – вот уже второй раз судьба столкнула меня с этим произведением, и это точно будет не последняя встрече, ещё лет через 7 я бы с удовольствие перечитала, а то и раньше. И несмотря на всю мою нелюбовь к перечитыванию, именно эти эмоции я бы обновила даже прямо сейчас, без передышки. Правда, не выматывающие части Ад и даже Чистилище, а только Рай. По Данте он действительно божественен (хотя и совсем не такой, каким я бы сама его представила), не зря сей эпитет примкнул к изначально скромному названию “Комедия”.
Если бы Алигьери жил в наше время, компании передрались бы, желая нанять его на должность антипиарщика: таким жутким он представил кантик Ад. Я и так понимала, что в Средневековье знали толк в пытках, но некоторые подробности превосходили и мою фантазию, и предыдущие знания, не говоря уже об идеях самого писателя. В первой же трети книги начались моменты, с которыми сложно согласиться, особенно в наше время. Например, почему политические изменники находятся в более жёстком кругу, чем братоубийцы? Ещё более спорен вопрос христианства, без принадлежности к которому даже человек самого примерного поведения в Рай не попадал. И про некрещённых младенцев все знают, но такая уж была категоричная эпоха. Думаю, живи Данте в наш век, он не был бы столь зашорен, поэтому я и не стала снижать оценку. Но самая кульминация была в последней песне, когда Вергилий с автором добрались до пучин Ада – прибежище Иуды и Дита (Люцифера). И тут Данте играет на контрасте: пока все ждут главной геенны огненной, он предствляет ледяные, и они оказались не менее страшными.
Кантику Чистилище уделено меньше всего внимания, это перевалочный пункт как для путешественников, так и для читателей. Что в книге поражает, так это бесконечное количество имён. отсылок, которые во времена создания “Комедии” ещё помнили, но сейчас мало кто так просвещён в персоналиях тысячелетней давности и около того. Почему-то с прошлого раза мне подзабылось количество мифических и реальных людей, но ясно одно: хорошо бы про них знать заранее, а не только читать краткие пояснения. Если помнить оригиналы, чтение будет более гладким, а не напоминать скачки со сноки на сноску (поэтому мне и нравилось после аудиоверсии перечитывать голый текст). Хотя пока это из области мечты. Вынуждена отметить ещё один момент, который меня покоробил: распределяя своих современников по таким неприятным местам, как Ад и Чистилище, поэт не скупится включать имена своих недругов. Всё понятно: кровная месть считалась чем-то само собой разумеющимся, а политическая ситуация в стране была ой как не спокойна, и в итоге его даже изгнали. И я ничего не знала до книги о тогдашнем противостоянии чёрных и белых, но нельзя не обратить внимание на то, как настойчиво Алигьери распределяет своих оппонентов по кругам мук.
И наконец, кантик Рай, ради которого уже стоило изобрести понятие катарсиса. Только в этой части мы углубляемся в такую каноническую историю любви, как Данте и Беатриче, а Вергилий по-джентльменски уходит в сторону. Не буду уже долго распространяться о том, какие поразительные межпланетные путешествия ждут этих двоих, и насколько интересно наблюдать за увлечённость астрономией писателей и философов веков давно минувших. Представления были навины, зато насколько поэтичны! Эстетическое наслаждение именно в этой трети книги зашкаливает. В своём прозведении Данте не только прошёл по разным кругам кантиков, он ещё и сделал круг, вернувшись в начало как по сюжету, так и по сути, вновь обратившись к любимой. Романтичности книги придаёт истории создания: когда в 25 лет Беатриче погибла, поэт поклялся написать то, чего ещё не видел свет. Выполнил и перевыполнил: до чего же элегантно вплетена возлюбленная в нить повествования, восторг неминуем.
@lerochka, @Ninelya, не могу избавиться от ощущения, что это наполовину искусствоведческая рецензия - потому что если бы не этот многомесячный хвостик, вряд ли я так резко взялась бы читать) Нин, отдельная благодарность за рецензию ещё раз!
@helenal, подтягивайся, на эту книгу я теперь больше всего буду ждать рецензий)
@liu, помнишь, нашу первую сестринскую книгу, Борхеса? Тут ему как раз в послесловии снова дали сказать о Божественной комедии. Хотя я многое и с того раза помнила, как такого забыть))
Что ты творишь?! Ты напрочь поменяла мои планы на вечер. Сижу и слушаю теперь комедию тоже в аудио. Правда, с книгой в руках, текст проверяю))
@lerochka, и не говори, теперь и мне надо бежать искать себе аудио версию)
@cupy, какие ты прелести читаешь! Мне аж даже стыдно немного стало, я что-то совсем отлыниваю) Сама читала очень давно, и была слишком молода, чтобы оценить, понять.... и простить) В общем, ты меня не жалеешь совсем, планы на чтение разрастаются...
@cupy, да, да, да, подбиваем хвосты)) у меня ещё Оно на полочке залежалось, но это уже совсем другая история))
слушать начала, пока воспринимается на слух хорошо, что очень радует)
и несмотря на то, что послушала пока мало, какой-то такой своеобразный дух чувствуется. и в рецензии твоей он тоже пробивается)
Это я тебе выражаю благодарность, за столь всеобъемлющую рецензию! Прямо все обо всем) я даже не догадалась попробовать аудио, это ты хорошо придумала, на слух поэзия лучше воспринимается. Я возьму это на заметку, и через несколько лет сядут в кресло-качалку, накроюсь пледиком и буду-слушать БК, и вспоминать славные ридлянские времена, и первый факультет на Ридли :)
@lerochka, и как, сходится?)
@liu, я не специально)) А мне как раз наоборот - меньше нужно было прощать.. в молодости, и пару-тройку раз спотыкалась сейчас о несоответствие моих и средневековых убеждений.
@helenal, до Оно ещё доберёмся, а пока это) Да, отличается от классики более поздних веков, к которой мы больше привыкли.
@ninelya, это не я, это Борхес) Он завещал слушать, причём в оригинале. С последним пока не срослось, но какие наши годы? Может, к 3 прочтению и дорасту)) Слушать будешь, надеюсь, учась на юбилейном 10 факультете?)))
Вот не читала рецку до минусов, если честно
За что?
Обычно я за то, чтобы не пояснять, но тут прям требую!
@loki, )) неожиданно) А мне уже безразличны неаргументированные минусы, мало ли что у людей на уме..
@cupy, текст сходится. И вправду слушается отлично. Почему я решила, что будет сложно? А может просто потому что я сначала начала слушать и уже немного знаю о чем идёт речь. Но комментарии другие. У меня более объёмные)
@lerochka, а мне и так комментарии иногда казались лишними.. Например, влюблённый в собственное отражение - и так понятно, что Нарцисс и т.д. Наверное, на школьников ещё ориентировались, раз кто-то и по программе читает.
@cupy, в оригинале...неет уж))
на 10 факультете? осилю ли я...))