Рецензия на книгу Призрак Оперы от hloja_myrakami

Была когда-то на ридли такая тема - сравнивать книги с их экранизациями. Но что делать, если первое знакомство было не с книгой, не с фильмом, а именно с самим мюзилом?
Знаменитая Увертюра из призрака оперы легко узнаваема. Даже если вы не знали, что это звучит именно она, я думаю вы сразу поймёте, что слышали её раньше. И сложно поверить, что Эндрю Ллойд Вебер написал этот знаменитый мюзикл всего лишь в 1986 году!
Несмолкаемые овации, аншлаг, премьеры, которые длятся и не заканчиваются. Билеты на призрака оперы всегда раскуплены, впечатления об опере - блестящие. Обсуждаются постановки англоязычные, французские, немецкие, русские. Про каждую из них можно сказать что-то своё, в каждой неоднозначный конец интерпретируется по-своему. И самая моя любимая, восхитительная и прекрасная (видимо, потому что на русском языке) - московская постановка от 2014 года с Иваном Ожогиным и Евгением Зайцевым. Ах, какой вокал! Какие волнующие голоса! Какая восхитительная игра, боже, как можно не любить их исполнение?! Было время, когда я не могла без того, чтобы прослушать музыкальные партии главных героев хотя бы один раз за день. Да и сейчас я слушаю мюзикл с огромным удовольствием.
Конечно же, после знакомства с русской версией и заграничными исполнениями, я решилась посмотреть фильм. Слегка пафосно, пожалуй, отыграла Эмма роль Кристины. Безумно понравился Призрак Оперы в исполнении Джерарда! Его вокальные партии пусть и не блещут чистотой голоса, но как эмоционально! Восхитительно отыграно! Кристина показалась мне интересной девушкой, молоденькой конечно, Рауль - наивным романтическим юнцом. Не слишком понравился конец, ведь я всей душой болела за Эрика. Он выстрадал, выплакал, воспитал свою любовь, а неблагодарная девчонка решила сбежать от него с другом детства! Вот уж глупости какие.
И потому, сведя с призраком оперы достаточно тесное знакомство, я с удовольствием начала знакомиться и с прародителем, можно сказать, этой восхитительной музыкальной концепции - книгой Гастона Леру.
Книга эта представлена в формате журналистского расследования. Автору, как я читала в некоторых источниках, было дано задание написать журналистскую статью про катакомбы, обнаруженные под зданием старой оперы. Найденный им человеческий скелет привёл автора в такое возбуждение, что вместо газетной статьи он написал целую книгу. И не сказать уже, вымысел ли то или правда, ведь всё переплелось так тесно, что за давностью лет клубок этой тайны уже не распутать.
Интересный формат книги, слог которой воспринимался больше как рассказ собеседника, прямая речь. Я долго думала над тем, с чем у меня ассоциируется такое лёгкое, тёплое и приятное повествование, пока наконец не осознала этого факта. С учётом того, что я была знакома с историей, читалась книга скорее как дополнение к уже известной истории.
Но как бы я не отзывалась восторженно или хорошо о книге, я отчётливо понимаю, что без довесков в виде мюзикла и фильма, я бы воспринимала её более корректно. Я понимаю, отчего эта книга на момент жизни автора не заслужила большого признания. по структуре она больше напоминала сыроватый сценарий - для театральной постановки, фильма. Да, приятный слог. Да, вкусно было читать. Но от этой "вкусности" быстро уставала, был какой-то перегруз текстом. Поэтому я и читала её клевками. Открою, прочту страничку другую, займусь своими делами, потом снова - открываю, читаю пару страниц, обдумываю героев и их ситуации, снова занимаюсь своими делами - и возвращаюсь к прочтению. Как самостоятельное произведение книга к сожалению не тянет на классику. Но вот как дополнение к своим знаменитым детищам она предоставляет просто восхитительный материал, кучу деталей и новых героев.
И раз уж речь зашла про героев, я выскажусь на счёт их книжных образов.
Кристина Даэ - виктимная, слабовольная и недалёкого ума трепетная девица, не умеющая в жизни принимать решения и твёрдо стоять на своём. Девица она в самых прямых и банальных, книжных смыслах - падает в обмороки, кричит от ужаса, голос её то дрожит, то плачется, то возмущается. как маленький ребёнок она испытывает отвращение к физическому уродству Эрика, живёт добродетелью и играет во взрослые игры, отказываясь признавать, что они взрослые. Одна эта помолвка с Раулем чего стоила - после неё моё уважение к ней как к личности упало вникуда.
Рауль де Шаньи показался мне наивным юношей, у которого в голове всё ещё царят романтические настроения. Доброта его - не что иное, как незнание окружающего мира и эта самая наивность. Любовные страдания, да и вообще страдания - поверхностные, неглубокие. Небольшого ума виконт, думаю, именно поэтому они с Кристиной и сошлись - у обоих, буду честна в своём мнении, не доставало мозгов и на глазах розовые очки.
И конечно же, главный герой оперы - её Призрак. Эрик, чья душа и чьи таланты были настолько же велики и прекрасны, как велико было его физическое уродство.
Восхитительный образ героя привлекает внимание не своей отвращающей внешностью, не своими великолепными, мистическими мистификациями, а своим гением, который видится во всём, к чему он прикасается - в музыке, искусстве, архитектуре. И своими чувствами. Ооо, полагаю, многие бы согласились бы оказаться на месте Кристины, чтобы почувствовать это поклонение перед собой, немое обожание! Я бы так точно не отказалась. Ну подумаешь, мужик страшен, как дьявол. Зато какой у него восхитительный голос, какие манеры, какая любовная мука слышится в его голосе! Эх, Кристина! Не оценила ты своего счастья!
Не могу советовать эту книгу тем, кто не слушал или смотрел фильм, как отдельное произведение она не слишком впечатляет. Но вот дополнением к мюзиклу или фильму она станет просто отличным!
Второй экзамен сдан.