Рецензия на книгу Осень патриарха от theraspberry
Есть книги, похожие на чистые, прозрачные озёра, отражающие в своих прохладных водах всю жизнь, всю суть. Есть книги, похожие на быстрые, весёлые речки, течение сюжета которых стремительно бежит вперёд, виляя то в одну сторону, то в другую, и ты едва поспеваешь плыть. Есть книги, похожие на океан, безмерный, безграничный, в глубине вод которого содержится весь мир, где любая, казалось бы, незначительная деталь – каждая водоросль и каждая ракушка - имеет свой особенный смысл, свою собственную прелесть.
«Осень патриарха» – это океан. Каждая его капля – мысль, слово – блестит и переливается, словно горный хрусталь на солнце. То, в каком порядке автор расставил эти капельки – построил предложения, как он обозначил направление течения – сюжет, как он каждому моллюску – детали – нашёл нужное место, делает этот роман неповторимым, замечательным. Почти невозможно сдерживать восхищённый возглас, обращённый Маркесу: «Что же Вы творите с этими буквами и словами?! Такое вообще мыслимо?!»
«Мне всегда хотелось написать книгу об абсолютной власти», – сказал как-то автор. И он написал её, показав нам собирательный образ человека, который держит в руке «стеклянный шарик», власть – такой хрупкий шарик, что он легко может упасть и разбиться, увлекая в пропасть и того, в чьих руках он находится; человека, приказы которого выполняются беспрекословно – даже если он приказал, чтобы рассвет начинался в полдень; человека, которого все обожали и одновременно ненавидели; человека, который за версту чувствовал измены и с лёгкостью предотвращал возможные плачевные последствия; человека, который прожил бессчётное количество лет, что уже сам не помнил больше половины из них; человека, который приютил прокажённых и паралитиков, который каждый день неизменно следил за дойкой коров, который продал море, который приказал взорвать корабль с детьми… человека противоречивого, одновременно потрясающего, пугающего и отвратительного…
Он считал, что крепко держит свой стеклянный шарик, заменивший ему нормальную спокойную жизнь. Но не заблуждался ли он, не оказался ли шарик пластмассовым, а его абсолютная власть – фиктивной? С каждой прочитанной страницей нередко возникает ощущение, что он не правитель, не президент, а единственный зритель в театре, что все года его правления - это сплошной спектакль с продолжительными перерывами между действиями, а власть была лишь билетом на него, что всякие службы безопасности, министры и другие приближённые просто отличные актёры. Митинги с громкими патриотическими возгласами на площади перед его дворцом, за которые людям заранее заплатили, святость его матушки, порожденная коммерческими целями, постоянно скрываемая информация, купленная любовь, слежка за ним тогда, когда он думал, что за ним никто не следит, - всё это было неотъёмлемой частью его жизни, этого нескончаемого спектакля. Он растворялся в игре, лишь изредка его острый ум распознавал, что что-то не так, и тогда ему становилось неспокойно.
Но он никогда бы не обрёл покоя, если бы у него не было власти. Так же, как и не обрёл покоя, добившись её.
Спасибо за такую поэтическую рецензию!
@Nyut, спасибо за Вашу оценку, очень приятно! :))
@theraspberry, вам спасибо! Взяла в свой список) автор любимый, но Осень не читала.
кажется, она должна понравится @psycho))
@Nyut, да. я уже читал рецензию девушки..
образно, красиво)
Маркеса осенью дочитаю, в том числе и все рассказы
@psycho, Маркес, значит, осенний по твоей классификации?))
@Nyut, расслабился)) надо бы раскачаться к его флагманам, да и духота пройдет.
Сейчас в удовольствие что-то легкое
@psycho, про легкое помню)