Рецензия на книгу Острие бритвы от neveroff

Этот роман считается лучшим произведением Сомерсета Моэма, а для меня на данном этапе - наименее зацепившее произведение автора. Нет, я сразу оговорюсь - мне понравилось. Но не так как обычно.
Сначала о том, что подкупает:
1. В первой шеренге и отдувается за всех - слог и стиль писателя. Ну вот как-то он так буквы тасует, что делается по-настоящему вкусно. Такое ощущение, что Моэм - художник, научившийся рисовать словами, а не красками, слогами, а не полутонами, пунктуацией, а не тенями.
2. Какая уже по счету книга, основанная на реальных событиях. А ведь если читателя не предупреждать, то и не догадаешься никогда в жизни, и аналогии с настоящими людьми не проведешь: что мы можем знать о светском обществе Франции, Англии и Америки в начале 20 века? А может, никаких реальных событий и не существовало? Может Уильям Сомерсет просто придумал такую фишку? Тогда еще больше ему честь и хвала!
3. Личность одного из персонажей - Ларри Даррела. Это же тот же Гоген, только понявший свою тягу к нестандартной жизни гораздо раньше. Человек, для которого философия и душевная гармония стоит несоизмеримо выше не только глупых правил, бизнеса, понятий о "хорошо" и "плохо", но и выше личного счастья. Он ищет. И в отличие от Филиппа Кэрри из "Бремени страстей человеческих", уже ищет не себя. А смысл. И это очень круто. А то, какими штрихами писатель раскрывает человечность, альтруизм и искренность (до самопожертвования) персонажа, делает данную линию повествования еще лучше.
4. Еще один персонаж - светский лев Элиот Темплтон. Он почти всю книжку раздражал и бесил своим снобизмом, тупостью и фразами "как это кому-то может нравиться, если я подобное не люблю". Но именно почти. Потому что в последних главах я просто проникся - этот человек не понимал, что его жизнь никчемна, но при этом даже на смертном одре остался самим собой. А для меня это - показатель целостности. И в итоге я пересмотрел свой взгляд на данного человека. Он пустой и глупый. И по меркам мироздания, наверное, ненастоящий. Но он, как бы это ни смешно звучало, - натуральный воин изысканного общества. Боец, а не приспособленец.
5. Писательские "штучки". Например, одна из глав начинается словами:
"Считаю своим долгом предупредить читателя, что он спокойно может пропустить эту главу [...], это почти целиком пересказ разговора, который у меня состоялся с Ларри. Впрочем, должен добавить, что, если бы не этот разговор, я бы, возможно, вообще не стал писать эту книгу."
Ну и кто после последнего предложения рискнет пропустить главу, даже несмотря на то, что она затянута, дичайше перегружена и непонятно к чему присыпана мусором всяким?
6. Финал романа. В самом начале книги Моэм признается, что концовки как таковой у него нет. Все оборвется неизвестностью. Но я скажу - ни да, ни нет. Финал есть. И именно такой как нужно. Потому что иначе было бы совершенно не то. А так читатель, при желании может спокойно продолжить главную мысль автора, о том, что каждый из героев получил как раз такое... Вот почитаете, и узнаете - какое.
Ну и немножко о минусах.
1. Я раньше не сталкивался у Моэма с тем, чтобы он включал в повествование лишних, бессмысленных персонажей. А тут их с десяток. И как-то обидно за него стало - чего же не удержал марку под конец карьеры?
2. Подробные жизнеописания вполне себе посторонних и малозначительных (да и малоинтересных, если честно) героев книги. Может быть это не минус, если читать как роман о жизни самого Сомерсета Моэма, но я же брался за историю о Ларри. И все эти герцогини и бароны, а также любовницы, меняющие своих содержателей-художников как перчатки (да-да, не наоборот) - мне были не в тему.
3. Автор нередко пишет от первого лица. Но обычно ему удается затесать себя в образ очевидца и этим ограничиться. Тут же он слишком много собственного мнения изливал на своих знакомых. Откровенного, скажем так, а не образного. А я ведь уже подсел на его намеки, гурман эдакий... Хотя уровень язвительности этого англичанина мне очень нравится.
Ну вот, опять разогнался и накатал простыню... А про книжку толком так и не сказал ничего. А она ведь классная. Даже несмотря на то, что я оценил ее ниже других работ писателя.
Если так дальше пойдёт, весь Моэм окажется в списках к прочтению)))
@Nyut, это будет не удивительно))
А чем же те его книги зацепили больше этой?)
@cvbnbvcvbn123, в первую очередь отсутствием трех перечисленных минусов.))) Ну и сами истории как-то ближе. Или новее, не знаю. Данная слишком мне напоминала "Луну и грош".