Рецензия на книгу Человек, который смеётся от liu
Гюго узнаваем сразу. Он сверхпоэтичен, обстоятелен и фонтанирует красноречием. Его несравненные громады всевозможных описаний и отклонений от основного сюжета захватывают, смешат, а иногда утомляют. Он - мастер эпитетов, сравнений, гипербол и прекраснейших преувеличений. Он невероятно искусен в нагнетании атмосферы. Гюго - фантазёр и великий "тролль". В этом романе он не пожалел едкости и сарказма для Англии, в особенности для английской аристократии.
"Нигде не было феодального строя более блестящего, более жестокого и более живучего, чем в Англии", - написал Гюго в 1869 году. О, как бы он посмеялся, как бы он разразился своими великолепными тирадами, увидев в современной, вроде бы демократичной Англии, в нашем с вами 21 веке, яркие отголоски этой аристократии и её привычек: традиционная классовость и претензия на элитарность. Это касается многих сфер, начиная с баснословно дорогих частных школ, доступных только местным богачам и детишкам беглых русских олигархов, и заканчивая массой региональных акцентов, по которым знающий человек может определить происхождение и достаток говорящего. Так что, приступая к "L'Homme qui rit", нужно приготовиться к достаточно подробному экскурсу в историю, к перечислению владений, законов и многочисленным нюансам аристократической жизни. Кого называть "светлейшим", а кого "ваша милость, что "досточтимый" это не так замечательно как "высокочтимый", что даже не умеющий читать лорд будет считаться учёным человеком, и прочее и прочее на несколько десятков страниц. Всё это достаточно познавательно, интересно и более того до жути весело.
В противовес аристократии, наделённой множеством пакостных черт, стоит народ. Гюго обожает народ во всей его грубости и необразованности, ратует за его свободу и права, произносит пламенные речи в защиту обездоленных.
Следующая важная тема - это "дело о компрачикосах". Вы знаете кто такие компрачикосы? Даже если знаете, Виктор Гюго вам всё расскажет во всех красках, подробно и с гневом, обличая их во всех смертных грехах. Компрачикосы - пренеприятнейшее сообщество, торгующее детьми и, более того, уродующее их самыми различными способами. Здесь писатель одарит вас экскурсией в небольшой музей пыток и некоторых уродств, в том числе китайских. Компрачикосов Гюго ненавидит всем своим естеством, и то, каким образом в результате он наказывает одну такую шайку и приводит их к искуплению и покаянию, не может не вызвать умиления.
Как яркий представитель романтизма, автор помещает в роман множество символов, образов и тем той эпохи. Находить их и погружаться в идею - большое удовольствие. Например, образ бискайской урки на просторах водной стихии, образ бури, пронизанной электричеством, образ маяка и колокола как символа судьбы, суда и гибели, а ещё сопутствующий лейтмотив борьбы природы и человека - борьбы жестокой, утомительной и роковой. В то время, как читатель с головой погружается в буйство природы, он вместе с тем успевает убедиться в обширных знаниях и немалом интересе писателя в урках, бурях и маяках, он с превеликим рвением делится подробными историческими справками о каждом интересующем его предмете.
И вот наконец, я дошла до образа ребёнка, который для Гюго воплощение святости и чистоты души. Он восхищается своим главным героем, он обожает его, он любит его до такой степени, что готов задушить в объятиях до смерти, по сути так и происходит. Писатель со всей своей любовью помещает маленького главного героя в самые нечеловеческие условия, я так и вижу взъерошенного маэстро с дикими глазами повторяющего:
"Страдай, святая душа! Пусть на твою долю выпадут самые ужаснейшие испытания, беззащитное идеальное существо!".
И вот маленький брошенный всеми Гуинплен бредёт в одиночестве и темноте, босой и голодный в неизвестном направлении через снежную бурю... На этом долгом начальном пути ребёнок сталкивается с символами жизни и смерти, имеющими немалое значение в романе и душе ребёнка, если смотреть узко, и в романтизме в целом, если смотреть широко. Насладиться и проникнуться этими символами удастся до умопомрачения. И да, Гуинплен и есть тот самый счастливчик, которому суждено было быть "Человеком, который смеётся". Человеком, глубоко несчастным и невероятно счастливым, любящим и любимым, над которым издеваются и которого боготворят.
Напоследок же хочется сказать о самом любимом персонаже - Урсусе. Урсус - человек многочисленных талантов и один из идеалов времён романтизма. Он - фигляр, скоморох, учёный, философ, поэт, чревовещатель и лекарь. Но, что самое важное, Урсус - мизантроп, который до такой степени ненавидел род людской, что лечил людей для того, чтобы они дольше страдали и мучились в этом ужасном и жестоком мире. И поэтому этот саркастичный человек, через которого чаще всего к нам обращается сам писатель, нашёл своё альтер-эго в волке. Автор наделяет Урсуса многочисленными и пространными монологами, которые могут служить образцами ораторства.
Читая "Человек, который смеётся" можно услышать столько хохота, что становится жутко. Над всем романом звучит литературный смех, выраженный в иронии, сарказме и гротеске, звучит смех гомерический и неудержимый, звучит смех дьявольский и божественный, смех народа и отдельного человека, смех сардонический, но громче и оглушительнее всего раздаётся смех отчаяния, смех в котором горькие-горькие слёзы.
Мне кажется, читать Гюго надо с полным погружением, не пропуская ни одного описания, вчитываясь в каждое выражение, даже когда они кажутся лишними и пустыми. Потому что дух Гюго не столько в сюжетах, сколько во всей это громаде красноречия и поэтики.
И очень мне понравилось высказывание в одном из интервью Дмитрия Быкова: «Да, у Гюго, может быть, плохо местами со вкусом. Да, Гюго избыточен. Да, Гюго слишком пассионарен. Но не забывайте, что, когда вы читаете Гюго, вы воспитываете в себе прекрасные душевные качества. Вот как-то это у него получается».
@cupy, @lerochka, вашими стараниями! Без вас эта рецензия не была бы написана в ближайшие несколько лет)))
Первый доп принят.
"гипербол и прекраснейших преувеличений
какая красивая вуаль))
@psycho, Гюго заражает) Как у тебя кстати с ним отношения?)
@liu, ты знаешь, а я и забыл, как зачитывался в детстве его "Собором. Надо бы перечитать, прям захотелось)
эту открыл в том же возрасте, но ничего не помню. И по-моему, не пошло
Как интересно ты все описала. Жаль, что я не прочитала эту книгу( Ну ладно, оставлю её на будущее.
@psycho, а у меня наоборот "Собор" не пошёл, раза 2 пыталась, а с "Человеком" как-то сразу всё получилось, вот в результате во второй раз с не меньшим удовольствием прочла.
@skantor, обязательно при случае прочти, ну или вообще что-либо у Гюго) Хотя не гарантирую, что ты не начнёшь плеваться от его красноречия)
@liu, я начинала Собор читать, но застряла на описании самого собора, и бросила. Но это было лет 5 назад, поэтому надо будет попробовать снова, может доросла до такого красноречия)
@liu, сейчас не знаю, как бы получилось. Не люблю я излишнюю напыщенность. Меня просто в детстве к деду привозили, у которого коллекция Дюма и Гюго была. Кажется, я до сих пор помню аромат тех книг :))
@SKantor, мне кажется, тут дело не в "дорасти", а в нужном моменте)
@psycho, Дюма в детстве обожала, но теперь его совсем не хочется читать. А вот напыщенность Гюго меня очень веселит, когда прокручиваю в голове все его описания и монологи с преувеличенным выражением - как-то даже настроение повышается, несмотря на мрачность и нагнетание.
@liu, может и так. Просто раньше мне любые описания длиннее страницы казались невыносимо длинными. А у Гюго одно описане Собора заняло страниц 30 если я не ошибаюсь. Поэтому в моем случае, дорасти вполне подойдет)
Наконец-то читала твоим голосом :))
@SKantor, вот и меня в своё время описание собора вогнало в тоску. Другие книги шли гораздо легче, как и "Человек...", например, "93-й год" или "Отверженные".
@cupy, ураа!!))) Я теперь тоже твои комментарии и рецензии буду в твоей озвучке слышать - гораздо приятнее)))
@liu, тогда они буду сопровождаться смехом через слово))
Ты, кстати, старания Гюго забыла упомянуть, так что он опять в обиде и ждёт следующей встречи)
@liu, хм, тогда может стоит начать с другой книги. Спасибо за совет, буду знать на будущее)
@SKantor, пожалуй "Отверженные" или "Человек который смеётся" будет лучше для начало, хотя это всё так индивидуально)
@cupy, ты безжалостна!!!! ))) А вообще Гюго уже своё отстарался = )
@liu, а я-то в ваших отношениях каким боком?))
@cupy, каким-каким, ты ж посредник! Кто мне сообщил про месть Гюго?)
@liu, ладно, это дело почётное))
@cupy, выкрутилась))))
@psycho, меня Собор в школе прям заворожил
@Nyut, я где-то в классе 5 и читал)
@Nyut, наверное и мне надо было за него в школе браться, а не в 20 лет)
@liu, сама знаешь, все всегда вовремя))
Я бы еще добавила трагизм. Гюго всегда можно узнать по страданиям персонажей и обязательно должен умереть кто-то из них.
@karatod, несомненно, Гюго без страданий невообразим)