Рецензия на книгу Игра в классики от mani

Читать эту книгу можно двумя способами:
1) читать подряд 56 глав и отбросить одну третью книги за ненадобностью;
2) «сыграть в классики» и «перепрыгивать» с одной главы на другую по схеме, приведенной автором.
Я не ищу легких путей, поэтому не задумываясь выбрала второй вариант. Погружение в книгу было тяжелым, я прямо-таки ощущала как поскрипывают шестеренки в моей голове. Привыкнув «бегать» глазами по страницам, здесь я столкнулась с тем, что не успеваю уловить смысл. Я читала книгу как учебник по физике, вдумчиво, перечитывая, пытаясь ухватить самую суть, но все равно могу сказать, что до конца понять глубину мысли автора мне не удалось. Возможно, я просто пока не доросла до его творчества.
Ключевая фигура повествования Орасио Оливейра, и два кусочка его жизни: на чужбине в Париже и на родине в Буэнос- Айресе. Во Франции он состоит в клубе близких по духу ему людей, которые собираются вечерами и под музыкальные пластинки вступают в эмоциональные философские дебаты. Я не знаток мелодий того времени, поэтому меня сильно напрягало, когда они обсуждали композиторов и их произведения. Я чувствовала себя как Мага, находясь в их компании, стесняясь открыть рот, чтобы не обнаружить своей глупости. Лусиа (Мага) была любовницей Орасио, хотелось бы назвать ее любимой женщиной героя, но видя его отношение к ней и ее сыну Рокамадуру, и любовница звучит возвышенно. Наблюдая за поведением Оливейры, как он ведет себя, что с чужими людьми, что с друзьями, он становился мне все более отвратителен. Стирая подошвы он бегает за неведомой ему самому истиной, тонет в своих размышлениях, когда рядом убита горем любящая его женщина, которая пыталась понять его мир, и не ее вина, что из-за своего эгоизма и напыщенности, он не удосужился попытаться объяснить ей законы пространства, где мечется его, на мой взгляд, нездоровое сознание. Орасио, как паразит, к чему бы он не прикоснулся он нарушает чужой покой, вносит раздор, эту же картину мы наблюдаем, когда его выдворяют из Франции в Аргентину. Он как клещ вцепляется в друга Тревелера и его жену Талиту, старательно выбивая себе место третьего не лишнего. Оливейро обладает талантом делать людей вокруг себя несчастными и доставлять проблемы. Очень точно о нем высказывается Тревелер: «Сам кашу заварит и смотрит с таким видом, с каким щенок пялится на собственные какашки».
«Игра в классики» далась мне трудно и физически и морально. Мозг должен вгрызаться, переводить и переваривать, надо пытаться держать в узде панику, когда тебе кажется, что ты все понял неправильно, когда тебе слышится смех автора над твоими потугами понять глубинный смысл. Но это действительно умная книга, а умная книга не бывает легкой. Мне кажется, я уловила только то, что было на поверхности, а нужно копнуть глубже, думаю подрасту и попробую еще раз.
Пы Сы: При втором способе чтения выпадает глава 55, но она включена в 133. Эпилог 58-131(если вы понимаете о чем я-)) сначала поставил меня в ступор, а потом развеселил.
Пы Пы Сы: @vishenka, большое спасибо за подарок, который заставил мой мозг усиленно работать, а порою даже закипать.
мне кажется, я не готова на ее чтение
@loki, тебе точно не понравится-)) я уверена на 99%. Я и сама вряд ли в ближайшее время возьмусь за Кортасара, уж очень он тяжелый
@mani, юху! пожалуйста!)))) я пожалуй тогда тоже пока подожду с прочтением и подрасту еще :D
@mani, я сейчас терзаю Игру. А до этого с более мелкими форматами Кортасара общалась. Ну так вот, Игра - просто рауш-наркоз на фоне легкого вина его рассказов. Ну то есть, я хотела сказать, что не весь Кортасар такой.
@AnnaOpredelenno, меня эта игра истерзала до глубины души. Не могу вспомнить ни одну книгу, в объятиях которой, я бы чувствовала себя настолько тупой-(
А может стоит попробовать прочитать первым способом? Тоже хочу осилить эту книгу, но как-то очень долго выбирала каким способом читать, что решила пока не читать)
@lerochka, первый способ, априори, легче, потому, что ты не будешь читать тонны вставок понятных и не понятных, но уж точно не узнаешь подробностей о Поле и Орасио, и конец истории получается другой, с моим воображением - трагический для ГГ.
@mani, но понятнее?
@mani, трагический - при кратком прочтении? Я просто первым способом уже прочитала, читаю вторым и пока не вижу предпосылок к изменению сюжета, что меня безмерно разочаровывает :)
@lerochka, вначале побуксуешь все равно, но да, думаю отсутствие лишнего загруза облегчит восприятие.
@annaopredelenno, герой, я не в состоянии сейчас перечитывать. В конце 56 главы, как бы завуалировать, когда он решает "уйти" или "не уйти", я очень мечтала чтобы он пикировал и был таков-)))
Я к латиноамериканскому магреализму отношусь настороженно, но автор в рассказах понравился. Хочу теперь благодаря академии и этот известный роман прочесть. А вообще меня любопытство раздирает, как одну и ту же книгу, можно прочесть по-разному, да еще чтоб финал отличался
@mani, ну то есть, "длинное" прочтение не оставляет надежду на пике, так? :) По мне, правда, Орасио этот (хотела эпитетов подобрать, но подумала, вдруг кому он сильно в душу запал) только словоблудить и может. Даже спятить нормально не мог. Ниточки. Пфф.
@liliana1, рассказы совсем другие... Нет, язык все тот же, с ошеломляющими неожиданностью сравнениями, цепкий. Но большая часть книги не понятна вообще. Если выжать из нее все, что непонятно, как раз рассказ и останется. И по поводу другого финала: я еще не дочитала вторым путем, но пока сюжет в сторону не отклоняется, просто больше словоблудия :)
А я так люблю такие непонятные книги, что после рецензии захотелось или книгу перечитать, или за что-нибудь ещё взяться у Кортасара.
Мне тоже захотелось подрасти и перечитать, потом, наверно, ещё подрасти и ещё раз перечитать. Уверена, что каждый раз буду находить что-то новое.
Я книгой наслаждалась.
@AnnaOpredelenno, Ну и я бы не назвала его рассказы прям допустим понятными, в отличие от Маркеса многие не воспринимают его вообще.
Так для первого раза лучше первым способом читать, он более быстр и не загружен?
@liliana1, там, где надо читать подряд до 56 главы - быстрее и проще. Второй способ - по супер системе - если приглядеться к номеркам, то просто между основными главами придется читать кусочек текста разной степени понятности, вероятнее всего - отвлеченный (мне кажется, что вообще неважно, в какое место воткнуть эти дополнительные главы).
ух ты ж, молодец! А я второй факультет подряд не решаюсь взяться. Может потому, что бумажной нет.
@liliana1, кстати вот, про Маркеса. Я как-то наткнулась на такой рассказ Маркеса, от которого мне лицо скривило. Потому что какая-то непонятная фигня. А так вообще-то Маркеса люблю.
Мне кажется, дополнительные главы добавляют атмосферности.
@AnnaOpredelenno, на счет Орасио согласна полностью. Только языком и чешет. Меня поразило даже не равнодушие, а неприязнь к горю Маги. А как он поступил с Полой. Отвратительный тип.
Касательно отвлеченных кусков, большинство из них размышления или разбор работ Морелли, они не жизненно важны в повествовании, но вот кусочки про Полу и некоторые продолжения эпизодов, мне показались интересными.
А вот Маркеса не люблю, совсем. Если брать слог и слова, которыми жонглирует Кортасар, Маркес нервно курит в сторонке.
@AnnaOpredelenno, Ладно посмотрим, каким-нибудь в любом случае попробую, легким или не очень.
С Маркесом у меня сложные отношения. Он меня утомляет и гоняет в скуку
Отважные люди собрались на Ридли, я даже не пробую Игру, еще в школе слышала, что это мегаэлитарная вещь, типа Джойса или Павича. А вот рассказы Кортасара очень люблю, особенно цикл про хронопов и фамов, такая мимимишность:)
Уже не помню, что там было, но помню что очень понравилось. особенно финал. Особенно как они из квартиры в квартиру через окно лазили (точнее тетку погнали)
Но я читал подряд...
@neveroff, я этот момент плохо помню, но зато хорошо запомнила сцену, связанную с сыном
@anastasia_roja, у каждого свой квадратик классиков оказался самым ярким)))
@neveroff, момент забавный, только источником геморроя опять выступает Орасио, которому лень дойти за гвоздями и травой, поэтому он заставляет Талиту выполнять акробатические номера, как в цирке, одновременно устраивая стриптиз для зевак-)))
@mani, с Орасио-то ясно все, но с какого бодуна она полезла? Мне прямо совсем не легло в голову - накой?
@AnnaOpredelenno, я тоже не совсем понимаю. я бы точно такой фигней страдать не стала, тем более в 40 градусную жару. Надо было просто послать его.
@AnnaOpredelenno, @mani, а что ей оставалось делать, если ее с двумя мужиками занесло в сюрреализм и постмодернизм?)))
@neveroff, да послать их к черту! Особенно этого размазню Тревелера, который распустил слюни от восторга, увидев своего сволочного дружка и решил, что жизнь и здоровье жены вполне можно поставить на кон ради его благосклонности.
@AnnaOpredelenno, не могла она послать - жанр не позволяет)) Вот в драме бы послал, в детективе - прирезала может даже, а тут никак нельзя, должно быть нечто ненормальное и противоестественное...
@neveroff, в таком ключе нас этот вопрос я не смотрела. Мой мозг не достаточно еще расплавился от токсичных вливаний Кортасара, медленно и занудно капающих у Орасио изо рта, чтобы "as a matter of fact" воспринимать сюрреалистическое поведение Талиты без данных хоть бы для проформы реалистичных причин такого поведения. Даже и белая горячка б сошла, но ведь нет ее, а только доска, гвозди, трава. Хотя, судя по "внятности" того, что я только что изобразила - мозг уже направился в непонятном направлении, и скоро с жанром у меня наступит единение.