Рецензия на книгу Будденброки от liu
Наступил октябрь и я, выполняя своё обещание, решила на неопределённый срок погостить у Томаса Манна. То, что начать нужно с "Будденброков", не вызывало сомнений. Это дебютный роман, за который к тому же была присуждена Нобелевская премия.
Полное название отражает всё в этом романе: "Будденброки. Гибель одного семейства". Уже из этого можно понять, в каком ключе, в каком настроении будет идти повествование. Писатель раскрывает тему упадка, увядания, вырождения, разрушения, болезни, одряхления и всего, что ещё может ассоциироваться с гибелью, но не мгновенной, а постепенной. Остаётся только удивляться, что в таком молодом возрасте Манн мог так психологично и обстоятельно прочувствовать подобные явления.
И несмотря на то, что изначально он вдохновлялся историей своей собственной семьи, задумка вышла за рамки, превратилась в более широкую идею и оказалась невероятно актуальной и соответствовавшей духу 20 века. Упадок одной семьи стал символом упадка буржуазии, или бюргеров, или так называемого третьего сословия.
Читателю предстоит проследить историю четырёх поколений богатого рода Будденброков и познакомиться со многими его представителями, с кем-то достаточно близко, с кем-то более поверхностно. В любом случае, литературные портреты Томаса Манна - великолепны.
Начинается всё действо очень живо и радостно: Будденброки празднуют новоселье и рождение ещё одного члена семьи. Но, конечно же, помня зловещее слово "гибель" из названия, сразу же отмечается определённый налёт нервозности, болезненного духа, придаёшь значение тому, что праздник омрачён разорвавшимися отношениями с одним из сыновей, что дом принадлежал несчастно-разорившемуся семейству, и высеченное на доме "Dominus Providebit" ("Господь позаботится") приобретает какое-то ироничное значение.
Дальше же, повествование будет идти рывками, проскакивая годы и останавливаясь на значительных событиях - свадьбах, смертях, рождении детей, вступлении в новую должность, покупки недвижимости или же сильных мировоззренческих изменениях. Фоном же идут общественно-исторические события: войны, восстания, принятие каких-либо законов.
Семья Будденброков - семья не плохая, и не хорошая. Поэтому вопрос, "заслуживали ли они гибели?" был бы слишком поверхностен. На вопрос "что же привело их к гибели?" тоже сложно дать однозначный ответ. Мне вообще эта семья очень понравилась, они люди обаятельные, честные, аристократичные, конечно же, с букетом недостатков у разных её представителей. Но Манн умело придал им очарования и немного идеализировал их положение, их среду. Но несмотря на моё сочувствие к Будденброкам, жалости к ним не было, так же как не было желания оплакивать их уход. Стараниями Манна, получалось философски посмотреть на ситуацию и с самого начала привыкнуть к ощущению неизбежности конца.
Упадок семьи происходит постепенно, но по всем направлениям: и в духовном, и в физическом плане, представленным великим разнообразием болезней. И их нельзя обвинить в том, что они плохо делали свою работу, наоборот, они старались изо всех сил держаться на плаву. Но ряд событий и явлений, независящих от человеческой воли, вместе с рядом ошибочных решений сделали своё дело.
С самого детства каждому ребёнку в семье прививался дух предпринимательства или заменяющий его дух ответственности за семейное благополучие, когда всеми силами нужно жить так, чтобы способствовать блеску семьи и фирмы. Кто-то из детей следовал этому предназначению, кто-то нет, но и в том, и в другом случае "урожай" не был получен.
Много раз на протяжении романа подчёркивалась "немузыкальность" семьи Будденброков, более того чрезмерное увлечение любым видом искусства не одобрялось, и даже скорее порицалось, ведь это отвлекает от проблем насущных и, конечно же, не способствует процветанию фирмы. Хождение в театр, слушание музыки и чтение художественных книг - это замечательно, но это не должно выходить на первый план. Что также не способствует процветанию фирмы и формированию нужного характера, так это чрезмерное копание в себе.
Но все эти нежелательные качества так или иначе появляются то в одном, то в другом члене семьи. И возникает борьба не только межличностная, но и внутриличностная.
Например, Антония Будденброк, в юности с увлечением погружающаяся в творчество Гофмана, романтически настроенная и вообще очень яркая личность, вынуждена на "благо семьи" дважды вступить в браки по расчёту, оба из которых привели к печальному завершению. Её брат Христиан пленён театром, подвержен пресловутому самокопанию, зацикленности на себе и своих настоящих и выдуманных болезнях. Это всё немало раздражает старшего брата Томаса, который и должен был стать опорой семьи. Он и стал, и был достаточно успешен: глава фирмы, сенатор, есть красавица жена, новое поместье и маленький сын Иоганн. Да только на склоне лет вдруг обнаруживается, что вся эта коммерческая жилка и старания на благо фирмы оказались мыльным пузырём и бесполезным делом, что всё это чрезмерное упорство и желание быть настоящим предпринимателем съело всё здоровье и душевные силы, да и сынишка Иоганн вместо того, чтобы интересоваться вопросами бизнеса, погрузился в музицирование.
Обращение к религии некоторых членов семьи также представлялось признаком близости смерти.
Несмотря не безрадостность и упаднические настроения, в романе много светлых, оживлённых и трогательных моментов, Томас Манн не скупится на них. Не скупится он и на замечательные монологи и размышления героев об успехе, о смысле жизни, об аристократии, о равенстве и свободе.
Последней же мыслью в этой рецензии будет: болеть в те времена было поистине ужасно, уровень медицины, конечно, не средневековый, но методы лечения вызывают жутковатое ощущение.
ого, в моих ожиданиях октябрём было то, что начнётся после 14го:)
сейчас все ассоциации ведут к Американской трагедии: и семейной сагой, и общей масштабностью, и даже озвучиванием итога в названии.
Аж перечитать захотелось. Вспомнить молодость, так сказать)
С чем дальше знакомиться у писателя будешь?
а мне всегда грустно про угасание читать, и постоянно ведь встречаются в книгах какие-нибудь дома или семейства, которые "знавали лучшие времена", а потом от них остались лишь воспоминания...
@HelenaL, Американская трагедия мне тяжелее далась, в эмоциональном плане. Всё-таки Будденброки мне показались светлее, а может мне просто Манн ближе)
@rina_rot, молодость - это во сколько?)) Наверное, в биографическом порядке пойду, то есть дальше: новеллы "Тонио Крёгер" и "Тристан". А может перескачу сразу на "Размышления аполитичного".
@vishenka, грустно, а что же поделать... А вообще, как нам учитель по истории искусства говорил: искусству не обязательно быть весёлым и радостным.
@liu, это 20=)
@rina_rot, вот уж действительно молодость, аж целых 7 лет прошло с прочтения))))
Черт, это очень интересно. Мне померещилось, что это будто бы продолжение истории Штольца из "Обломова". Мои представления о типичной немецкой семье 19 века закончились именно на нем. Было бы забавно почитать продолжение.
А вообще я к Манну приглядываюсь после Достоевского. Сейчас выбираю между ним и Маркесом.
@andres, конечно же я проголосую за Манна) Ну просто с Маркесом у меня окончательный разрыв отношений. А с Манном ты обстоятельно погрузишься в немецкий быт, хотя больше в манновскую философию и мировоззрение.
@liu, Этого я и хочу.
Это оффтоп, но почему ты разорвала отношения с Маркесом? Не устроил колумбийский быт и философия?)
@andres, о нет, колумбийский быт и философия весьма интересны, среди латиноамериканской литературы вообще много потрясающих открытий, хотя слово "понравились" всё же здесь не подходит. Сто лет одиночества я прочла с горем пополам, а вот Любовь во время чумы (холеры) доставили массу удовольствия, вообще роман получился очень "классическим" - мне так показалось... Но на этом моменте я почему-то решила, что мне этого с Маркеса достаточно. Как-то так)
@liu, жаль слышать. Я в скором времени вернусь к Маркесу)) Хотя были планы на осень и по Манну, но отвлекли..
@liu, Все плюются после "Сто лет одиночества", поэтому я сознательно обхожу ее. Маркес мне нравиться в своих рассказах.
@andres, плюются далеко не все, а процентов 30 (это очень приблизительно), огромное количество рецензий и отзывов положительные, вплоть до восторгов. Рассказы не читала у Маркеса, а стоило бы?
@psycho, жаль слышать про Манна) Главное, чтоб на хорошее отвлекали)))
@liu, я читал "Палая листва", "Полковнику никто не пишет" "Трамонтана" и "Недобрый час".
Честно, мне все понравились. Но на самом деле у меня своя извращенная любовь к латиноамериканской литературе.
@liu, про "Сто лет.." я тоже замечал негатив)) Но прочитаю в любом случае..
@andres, а в чём проявляется эта извращённость? Рассказами заинтересовал)
@psycho, а у Маркеса что-то уже читал? Вот andres рассказы рекомендует - присмотрись))))
@liu, Ну я еще с университета, когда только прививалась любовь к испанскому языку, полюбил латиноамериканскую историю и культуру. И очень кстати в это же время познакомился с магическим реализмом - и он долгое время просто оставался моим культом.
У них как-то все по-другому. Альенде может быть похожа на Маркеса, Маркес на Кортасара или Борхеса. Но все они всегда будут выделяться в мировой литературе. Никто не напишет так как пишут латиносы.
В Москве в доме кино эта неделя посвящена аргентинскому кино. Я позавчера посмотрел «Воскрешение» Гонсало Кальсады (рекомендую). И эти чувства во мне снова восстали. У них все: картины, кино, литература объеденены этим стилем. Какая-то смесь индейского язычества и кастильской традиции. Я тут много наговорить могу в общем...
Но я больше по Кортасару все-таки. У Маркеса пока читал не так много.
@liu, О любви и прочих бесах
Палая листва
Известие о похищении
Недобрый час
Все оставшееся давно подготовлено в электронке))
@andres, ух ты ж! Они тебя действительно завораживают. Мне нравится Альенде, а вот Кортасар не пошёл. У меня тогда примерно такая же любовь к немецкой культуре: писатели, философы, музыканты, кино...)
@psycho, и прочитано, и подготовлено - сразу видно, что писатель по тебе)))
@liu, Я заметил твою особенную любовь к Манну)
Настолько хорошо написана рецензия, что мне захотелось перечитать роман. Много-много раз перечитать. Всё чётко, ясно, понятно и по полочкам. Идеально! И мне кажется, теперь я стала понимать, за что можно любить творчество Манна. Эх, почему я раньше о нём ничего не слышала, ведь он потрясающе пишет...
@liu, ух ты! Я отношусь к 30%!
Плевалась после "100 лет", и после "Полковника" и других рассказов о Макондо, а "Чума" меня окончательно добила.
Для полной картины осталось только в "Вспоминаниях моих грустных шлюх" разочароваться.
@Frogg_n, спасибо за добрые слова, а вот то что раньше не слышала - это же замечательное, так как теперь ты можешь с удовольствием продолжать знакомство, у Манна много всего интересного и замечательного! А твою рецензию на Будденброков я попозже прочту)
@liu, это хорошо, что много всего интересного и замечательного. Сильно подкупает на дальнейшие подвиги ратные) Но что после Будденброков лучше читать?) Я так поняла, ты пошла чётко по библиографии.
@Frogg_n, не то, чтобы сознательно, но более-менее по порядку шла. Королевское высочество - такая очень светлая "сказка", приятно читалось, советую. А когда будет очень глубокомысленное настроение, то Волшебную гору)
@liu, вот "Волшебная гора" меня очень сильно заинтересовала после чей-то рецензии, не помню точно, кто оказал воздействие, правда. И я бы за неё засела в ближайшее время, но что-то хочется немного расслабиться и почитать нечто незатейливое сейчас, так что глубокомысленное настроение пока откладывается) "Королевское высочество" выглядит любопытным, аннотация немного напомнила С. Лема и его "Высокий замок".
@Frogg_n, ха-ха, мне после Будденброков тоже хочется немножко расслабиться:)
@rina_rot, а ты сегодня по идее должна не просто расслабляться, но и оттягиваться... :-)
@readman, должна, но как-то не получается
@rina_rot, на работе ещё паришься?
@readman, уже домой еду, и по ходу у меня температура:(
Люда, извини за флуд)
@rina_rot, заболели - полечитися...
Не запускай... )
@Frogg_n, не читала Высокий замок, но у меня ассоциаций не возникло, так что если прочтёшь, сообщи о правильности или обманчивости ассоциаций)))
@rina_rot, прощаю! =))) Не вздумай болеть, выздоравливай!