Рецензия на книгу Писатель и самоубийство от alyonaivanishko
"Наше отношение к самоубийству странным образом сочетает в себе отвращение и жгучий интерес."
Морис Фарбер
Прежде чем брать в руки эту книгу читателю необходимо понимать некоторые вещи:
Во-первых, это не художественное произведение, это труд по суицидологии, и если вы не настроены посвятить следующие страниц 600 своей жизни теме самоубийств, то лучше не беритесь.
Здесь эта проблема изучена с религиозной, философской, социальной, психологической и других точек зрения. Автор проделал действительно большую работу. Он также постарался наиболее доступно разложить все "за" и "против", а также их причины.
Во-вторых, внутри действительно много биографических вставок о писателях, но они используются, главным образом, для иллюстрации теоретической части книги. Это не биографическое произведение в привычном смысле этого слова.
Почему автор выбрал именно жизни писателей, он отвечает уже в предисловии. Если коротко, то писатели наиболее подвержены суициду из-за их отстранённости и чувствительности (существует даже специальный термин - литературицид). А мотивы, как правило, лежат на поверхности или не слишком глубоко в их творчестве. Или же можно судить по их личной жизни, которая в большей или меньшей степени публичная.
Большинство таких примеров - это небольшие справки "кто такой, чем знаменит, как и почему умер". Если вам интересна непростая судьба одного из писателей, лучше обратиться напрямую к его или её биографии, в этой книге вы своё любопытство удовлетворите едва.
И в-третьих, на протяжении всего чтения ощущаешь себя на лекции по суицидологии, и не надейтесь, что лектор будет часто уходить от темы или разбавит своё повествование парой шуток (пока я читала, я насчитала примерно две штуки). Но надо признать, что для подобного научного труда книга очень легко и понятно написана.
Как и любой лектор, всецело погружённый в свой предмет, автор имеет свою сформировавшуюся точку зрения, может и не в целом насчёт известной дилеммы "быть или не быть", но по отдельным вопросам точно. Местами этот отслеживающийся субъективизм мешал формировать собственную точку зрения.
Эта книга не даёт ответа, правильно это или нет выходить через открытую дверь тюрмы, она также не подскажет какой путь выбрать. Но она максимально открыто освещает всевозможные позиции по этому вопросу.
Всегда Ваш,
Алён
#Б1_5курс
(5.1 Организация пресс-службы библиотеки (контакты с авторами))
Вот я уже месяц эту книгу читаю ) Сколько же он ее, интересно, писал? Ведь очень, очень насыщенная книга.
@AprilDay, я, если честно, не представляю, как я прочитала её, не переключаясь на другие книги.. Немного угнетало постоянно думать о самоубийствах, если честно))
Огромный труд он проделал, я согласна. Но я так понимаю, он больше суммировал уже написанное, в книге я не помню, чтобы он предлагал свои теории или что-то в этом роде, просто есть его мнение.
@alyonaivanishko, по сути да, это компиляция. Но сколько же надо было прочитать? он ведь и по религиям прошелся, и по древним цивилизациям, и по философам, и по литературе... Уровень эрудици зашкаливает. Да, и воедино свел все очень аккуратно, единственное, так как я не люблю Достоевского, мне его многовато показалось )
@AprilDay, ну один из неоспоримых плюсов - главы практически не связаны между собой, можно пропускать без потери общей идеи)
Получается, автор рассказывает о таком явлении, как суицид, разбавляя свой сказ историями писателей или наоборот, целенаправленно, пишет именно об авторах-суицидниках?
@vandal, первичная цель раскрыть тему суицид с разных точек зрения, жизни писателей приводятся в пример. Но часть книги посвящена рассказу, почему именно с писателями это происходит чаще всего. Суммарно последняя часть занимает процентов, может, тридцать.