Рецензия на книгу Музыка и Тишина от AnnaOpredelenno

Дания, давно минувшие дни. Что приходит на ум, кроме принца датского? Мне – ничего. Однако же – вот «Музыка и Тишина». Исторический роман. В нем принца нет, но зато есть король. Кристиан, король Дании. У короля есть жена, Почти Королева Дании. Кирстен. Мерзкая тетка, но об этом чуть позже. Эти достойные люди имеют каждые свой пунктик. У короля он в музыке, а у Кирстен – нет, не в тишине, как хотелось бы сейчас отзеркалить название. В любви к своему телу. Беззаветной, на все готовой.
И потому у короля есть штат музыкантов. Одного из них, лютниста, он даже выписал из далекой Англии. Он, похожий лицом на ангела, на персонального давно утраченного хранителя, становится для короля больше, чем музыкантом. Лютня играет королю ночами, чтобы отступили страшные сны, злые боли в животе, державные тревоги.
И потому у королевы есть штат Женщин. Каждой назначена часть ее Тела – голова, торс, руки… А среди них – та, что не прикреплена ни к чему, она должна ухаживать за всей Кирстен, целиком. Эмилия ее зовут. Оффтоп: мне стоило определенного труда мысленно снять с нее шляпу, которую носила Екатерина Васильева в Обыкновенном чуде. Эмилия должна быть при Кирстен всегда – на случай страхов, тревог, тоски по любовнику, тяжестей бремени, и чтобы дать отпор у дверей спальни нежеланному королю.
У короля и Кирстен вскоре разладилось. Сильно, совсем. Вражда, ненависть. А вот у Эмилии и лютниста – наоборот. Но – увы – они принадлежат «враждующим кланам», их раскидало по стране, они – игрушки в руках своих хозяев. Меня преследовала мысль, что это аллюзия на Ромео и Джульетту. Даже яд за секунду до встречи был. Но оставим в покое преследующие меня мысли.
То, что написано выше – очень небрежный оттиск тонкого узора. Основной мотив рисунка, может, и отпечатался, а вот бесчисленные линии и завитушки, что льнут к нему со всех сторон – конечно нет. Там много, очень много героев, и все поданы с предысторией, замысловатым содержанием. Про каждого рассказано глаголами в настоящем времени. Кристиан видит, Эмилия говорит, Кирстен прикасается… Необычная манера повествования, но я втянулась (не сразу). Глав в книге еще больше, чем героев. И каждая – про кого-то другого. Будто взяли пленки с разными фильмами про разных людей, разрезали, перемешали и склеили. Хронологию сохранили, но фокус все время переключается. Такой рваный сюжет – довольно избитый прием для придания динамичности книге, но я не фанат - укачивает. Зато люблю детали - а тут их было в изобилии. Визуальные, тактильные, эмоциональные, звуковые – любые. Очень много их, автор к ним – с большим вниманием и любовью. Пуговицы в пальцах короля, запах бутона цветной капусты, немеющие на смычке пальцы… Много. За счет этого история получилась фактурная, реалистичная. И исторических деталей тоже много. Ну, это хорошо, конечно, но грузит. Куча сносок – а в них имена, даты, названия. Ничего не запомнилось, но автор работал.
В целом, хорошая книга. Интересная. Я бы даже сказала – необычная. Предсказуем ли сюжет – не могу сказать, что-то не тянуло на предсказания, хотелось именно что увидеть, что там задумано. Иногда раздражали главы про неинтересных и проходных персонажей (например, король Англии). И просто очень сильно бесила Кирстен. Кирстен – тетка озабоченная. Ее мысли вращались исключительно в области чувственных наслаждений, прямо одержимая какая-то. Но хуже было другое. Главы о ней были поданы в виде ее дневников. И… может, это расстройство психики какое? Часть слов для нее приобретало особый смысл, они писались с большой буквы. Вот выводили из себя бесконечные Страх, Жеребец, Наслаждение, Власть, а так же, ну не знаю, Волос, Варенье, Погода, Кровать. Хотя, чего сразу «бесила». Назовем это пикантным
Третий экзамен сдан.