Рецензия на книгу Волшебная гора от liu
"Можно ли рассказать время, какое оно есть, само время , время в себе?"
Следом за этим вопросом Томас Манн называет такую затею нелепой, и тем не менее он практически реализует её.
Время в самом романе и во время его чтения движется очень загадочным образом - и медленно, и быстро, а в результате получается ощущение чего-то безвременного. Автор через своих героев много рассуждает о явлении времени, о его ходе, о том, как мы его ощущаем, измеряем, о времени в литературе, в музыке, он называет время стихией. И в этой стихии предстаёт "Волшебная гора". В процессе чтения не раз чувствовалась неумолимость этой стихии и почти физически ощущалось движение часовых стрелок, слышалось настойчивое "тик-так, тик-так", растворяющееся в вечности.
Читать этот философский роман лучше в том случае, если сам подготовлен к фантастическому восхождению на "волшебную гору", а также к отстранению от внешнего мира и семилетнему поиску глубинных смыслов вместе с главным героем Гансом Касторпом. Это поиски и переоценка жизненных ценностей самим Томасом Манном, которые дались ему очень нелегко. Ещё бы! Отказаться от шовинизма, поддержки Гитлера, от извращённых нацистами ницшеанских идей и воинственности, признать ошибочность своих прежних ориентиров, миновать обманчивость аполитичности и примкнуть к рядам демократов, гуманистов и пацифистов. Длинный длинный путь, который не мог уместиться в изначально запланированном небольшом рассказе. Вместо рассказа родился внушительно объёмный труд, в котором отразилось множество идей и проблем начала 20 века, не теряющие своей актуальности и сейчас.
Роман настолько многогранен, всеобъемлющ, разносторонен и неоднозначен, уложить его в голове с первого прочтения кажется мне невозможным. А так как сам автор всё ещё находится в поисках и его жизненная философия только оформляется после переломного момента, многие вопросы остаются открытыми и ведут за собой бесконечно длинные цепочки размышлений.
Сам сюжет прост: юный Ганс Кастроп приезжает в горный туберкулёзный санаторий в швейцарских Альпах, чтобы отдохнуть, слегка подлечиться, навестить брата и через 3 недели отбыть. 3 недели обернулись семилетним забвением. Волшебная гора околдовала молодого человека, заточила в свой оторванный от реальности мир. Теперь он здесь - "наверху", и для тех, кто там - "внизу", он потерян.
Вынужденное бездействие вдохновляет Ганса на интеллектуальные изыскания. В своей голове он взбирается по горным тропам философствования, взлетает в заоблачные дали размышлений, к этому добавляются увлечение ботаникой, медициной, классической музыкой. На этом сложном пути у него появляется несколько наставников, которые в то же время могут становиться и противниками. Многостраничные монологи, споры, дискуссии и рассуждения ведутся на самые разные темы, касающиеся религии, политики, истории, культуры, искусства, любви, смерти, психоанализа. Иногда сложно уловить момент, когда одно перешло в другое, сложно разобраться, к чему же склонен сам автор, ведь герои часто противоречат даже себе, но гораздо чаще доводы каждой из сторон очень убедительны. Споры же велись нешуточные, в кульминации дошедшие до кровопролития.
Что касается наставников главного героя - все они личности колоритные и интересные, а в целом зачинатели умственного и педагогического сумбура.
Сеттембрини - итальянец, литератор, массон, который искрится гуманистическими идеями прогресса и просвещения. Именно он так удачно и красиво обозначил Ганса - "трудное дитя нашей жизни". И именно он чуть ли не в первые же дни от души советовал молодому человеку собрать быстренько вещи и "делать ноги" из этого развращающего душу местечка.
Идеологический противник итальянца - еврей-иезуит Нафта, млеющий от средневековья, его консерватизма и жестокости, его идеи близки экстремизму, и вообще человек он был хоть и умный, но ужасный и в физическом, и в духовном плане.
Третий же наставник - голландский магнат Мингер Пепперкорн, большой и щедрый голландец, с взрывным характером, живущий, ради всяческих удовольствий, большей частью гастрономических и алкогольных. Ганс Кастроп восхищался его яркой индивидуальностью, проявляющейся в своеобразной жестикуляции и незаконченных бессмысленных фразах, которые все почему-то слушали с открытым ртом.
Все три наставника были людьми смертельно больными, а болезнь, как утверждал тот же Сеттембрини - развращает. Как подтверждение, ближе к концу романа есть глава - "Демон тупоумия", и он-то, этот демон, в той или иной степени завладевал всеми обитателями санатория.
Огромное значение в романе уделяется набирающим в то время популярность вопросам психоанализа - изобилие фрейдистских идей зачаровывает, а доктор Кроковский, который в результате увлёкся идеями телепатии, гипноза и прочих мистических явлений, не может не напомнить о реальном докторе Юнге.
Ну и конечно, куда же без обожаемых Томасом Манном, русских. В "Волшебной горе" отчётливо чувствуется увлечение автором Толстым, Достоевским и вообще русской культурой в целом. Не раз он касается вопроса противопоставления Востока и Запада, где Восток и относящаяся к нему Россия - это разгульность, варварство, свобода, безалаберность и часто бездействие, это очень вольное отношение ко времени, ко всему этому автор вместе с главным героем относится одновременно и с порицанием, и с некоторой завистью. В самом начале в соседях у Ганса - русская пара, которая очень громко и неприлично занимается любовными утехами средь бела дня; в столовой есть целых 2 "русских" стола - "плохой" и "хороший"; есть Антон Карлович Ферге, который с удовольствием рассказывал о Сибири, о русской природе и быте. Самый же главный русский образ, возлюбленная Ганса Касторпа, - мадам Шоша, или Клавдия, которая громко хлопает дверьми (ох уж эти неприличные русские!). Отношения с ней складывались очень противоречивым и запутанным образом, а всю тему любви можно озаглавить сомнительным названием научно-популярного курса доктора Кроковского "Любовь как сила, вызывающая заболевания".
Нельзя обойти стороной бравого солдата и брата главного героя - Иоахима. Как противоположность штатскому Гансу - он человек военный, строгих правил и дисциплины, он человек действия, а не размышлений. Это один из самых приятных и светлых образов романа, и в то же время один из самых трагических. Братья как будто контрастные отражения друг друга, а по иронии судьбы Ганс несколько раз оказывается на том месте, на котором должен был быть Иоахим.
Как и упомянутая в самом начале стихия времени, обволакивает весь роман и тема смерти - это умирающие от болезни люди, неизлечимые "морибундусы", смерти близких людей Ганса, размышления о смерти как в физическом, так и в духовном понимании - это явление декаданса. Самым выразительным был момент, когда в песни "Липа" из шубертовского цикла, Ганс явно ощущает эту тему смерти, забвения, а потом он будет идти с этой песней в страшный и роковой бой.
Вместе с Гансом Каторпом Томас Манн выталкивает нас с "Волшебной горы", оставляя с ворохом размышлений и не отвеченных вопросов, одним из которых он заканчивает роман:
"А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родится ли из них когда-нибудь любовь?"
Люда, как же ты "вкусно" пишешь рецензии, внесла эту книгу в список для ближайшего чтения)
@loriel, спасибо, Ириш! С твоей работой, я правда не знаю, когда ты до чтения доберёшься))) И ты мне напомнила, что мне надо добавить эту книгу в избранное.
Блестящая и, пожалуй, лучшая рецензия, которую я читала за последнее время!