Рецензия на книгу Перед зеркалом от liu
Наверное, у любого явления в нашей жизни есть неисчислимое количество граней. От этого захватывает дух. Вот и здесь, в романе "Перед зеркалом" удивительно наблюдать как в одной точке встречаются несколько реальностей.
Во-первых, реальность жизненная - то, что было на самом деле и то, что мне, как читателю другого века, уже не узнать во всей достоверности. Прототипы героев романа жили своими разными сложными жизнями: каверинская Лиза Тураева - на самом деле художница Лидия Никанорова, её книжный муж Гордеев - реальный муж и тоже художник Георгий Артемов, Костя Карновский - математик Павел Безсонов, Лариса Нестроева - Марина Цветаева, про которую известно больше всего.
Во-вторых, реальность Каверина - художественная. Мне пришлось побродить по просторам интернета, чтобы найти побольше информации о героях и прототипах и удостовериться в том, что "своего собственного" писатель добавил много, что-то изменил, вообразил целые сцены и события, которых не было, сами люди стали другими. Кому-то может не понравится такое. Например, дочка Артемова была недовольна изображением своего отца. И это неудивительно, ведь он не в самых наилучших красках там описан, хотя и ничего сверхоскорбительного нет. В жизни, Лидия (Лиза) от мужа не уходила, а муж ко всему прочему был известнее и кажется талантливее. Я же против писательской выдуманной реальности ничего не имею. Она получилась очень живой, чувственной, с большим надрывом - в стиле серебряного века.
В-третьих, та реальность, что в письмах. Письма эти - настоящие, их Каверин не выдумывал, а получил от того, кому они адресовались - от Безсонова. В них отразилась реальность Лидии, то, что она чувствовала, как всё видела, а это не всегда то, что есть на самом деле. Ведь когда мы пишем, мы становимся как будто бы другим человеком.
Ну и в-четвёртых, есть ещё читательская реальность - перемалывая все предыдущие, читатель воспринимает всё со своей колокольни. В одном из писем у Лизы написано: "ведь мы, женщины, всюду ищем своё". А я думаю, что не только женщины, а вообще человек. Везде он ищет своё, и всё на свете - книги, кино, картины, музыку, всё это он видит через призму своей души, своей жизни.
Конечно же, в книге так много о любви - сложной и несчатливой в общем-то, о роковой и такой, которая для меня не то, чтобы непонятная, но чужая. Но мне больше по нраву вглядываться не в тему любви, а в тему иллюзий и того, как они могут усложнить жизнь.
Нелегко всё сложилось у героев романа. Во многом не по их вине - ведь какое было время, начало 20 века (10е-30е годы), продирались через бедность, голод, через войну, эмиграция - это не сладкая жизнь путешественника, и Париж - это не романтика и роскошь. Но вглядываясь в главный образ - образ Лизы Тураевой, мне чувствуется что-то не совсем верное, что-то ошибочное, что всё могло быть по-другому. Но лучше ли? Неизвестно. Одно ясно, что те чувства, которые она изливала в письмах - они были полуправдой, той самой реальностью из писем, и не совсем из жизни. То, что она любила в Карновском, а Карновский любил в ней - это всё было на бумаге и в чернилах, в карандашах - всё это было какое-то выдуманное, не совсем настоящее. Тут же мне подумалось, что в этих письмах Лиза любила даже не самого Карновского, а себя и себя она жалела, да пожалеть было за что.
Мне очень понравилось, как пишет Каверин и то, что было в письмах - так, как будто это целые картины: пейзажи, портреты. Очень богато и красочно.
Все живописные места предстают в воображении - Пермь, Казань, Париж, Стамбул, Корсика. Самым особенным и близким, конечно, был Питер - все упомянутые адреса, виды, всё в таком меланхолично-художественном настроении культурной столицы.
"Всюду мы ищем своё". И роман "Перед зеркалом" даже своим названием уже заставляет задуматься. Это даже не совсем то обычное зеркало, в которое мы смотримся, прихорашиваемся. Это множество зеркал, в которых мы ищем свои отражения - это наши близкие люди, а иногда незнакомцы, это книги, музыка, наша работа, наши устремления, то, что мы пишем, говорим, творим, наш внутренний мир и весь мир вокруг - всё это какая-то бесконечная череда зеркал, где мы высматриваем свои собственные истины или иллюзии.
#Бойцовский_клуб (Книга советского писателя)
Надо же... Думаешь о человеке, а он раз - и выкладывает рецензию...
И рецензия-то сегодня приличного размера... ;-)
Люда, а какая ты, когда пишешь?
Ой какая классная рецензия. Когда я читала книгу, я особенно любила читать про Пермь - места, виды)
@readman, вот так вот, живёшь себе - не икаешь, а о тебе с утречка думают) Значит, сегодня - приличного размера, а обычно - неприличного?... Отвечаю на твой вопрос: ну какая-какая, разная, зависит от времени суток и настроения. А вообще, со стороны виднее. Пожалуй, когда пишу, я более уравновешенная и, наверное, кажусь умнее, чем на самом деле) А ты?
@anastasia_roja, спасибо! Я вот в Перми не была, поэтому только по книжным впечатлениям и могу атмосферу понять. А как вообще впечатления от книги? Рецензию ты не писала)))
@liu, когда пишу, то привираю... :D :D
@liu, блин, у тебя всегда такие рецензии длинные... И согласна с @readman, рецензия сегодня приличного размера) Это не критика. Просто мне всегда лень читать длинные рецензии. Но твои как ни странно в основном всегда читаю. Интересно читать)
@readman, привирать - это замечательно)))
@lerochka, спасибо)) Когда дописываю рецензию, часто с горечью думаю, вот опять - графоманство, мне ведь даже самой лень свои рецензии читать. Но рада, что интересно)
читаю сейчас Сартра, ты мне напомнила про него последним абзацем)
@liu, вот я сейчас удивилась, что рецензии моей нет... Перепроверила - точно ведь, не написала))) Только небольшое впечатление под рецензией Саши.
Мне книга очень понравилась, и язык, и мысли, и атмосфера. Я помню, что погрузилась в книгу.
@liu, я иногда завидую такому графоманству)
@lerochka, да ладно тебе, не зря ведь говорят, что краткость сестра таланта! Вот у тебя рецензии - идеальные по размеру и все основные идеи книги ясны)
@anastasia_roja, вот так вот) Мне вот хочется, чтобы на эту книгу больше рецензий было - очень приятная она всё-таки)
@psycho, мне тут уже не в первый раз про Сартра напоминают... что-то это значит) А что именно напомнило? В каком произведении?
@liu, если бы правила написания рецензий позволяли, моя краткость бы излагала бы всё в 3-4 предложениях. А тут приходится своё красноречие доставать, которого итак не особо много)
@liu, а вот все тебе расскажи) Долго расписывать, в рецензии потом я про это вспомню)
А сам Каверин с прототипами пересекался?)
@andres, если я правильно поняла, то только с Павлом Безсоновым, в книге - это Костя Карновский, которому Лиза и адресовала письма. Сам Каверин об этом пишет: "...мне позвонил почтенный ученый, с которым я встречался очень редко — на новогодних вечерах в доме общих знакомых. Он производил впечатление человека сдержанного, скромного, прожившего такую же сознательно-ограниченную, сдержанную жизнь. <...> И вдруг этот почтенный ученый неожиданно позвонил мне по телефону и спросил, не хочу ли я познакомиться с многолетней перепиской между ним и... Он назвал незнакомую фамилию, которую я сразу же забыл".
@liu, согласна, книга хорошая. Но я сейчас уже не напишу рецензии, впечатления хоть и остались, но всё же не так свежи.
@anastasia_roja, жааааль) Но я сама знаю, как трудно писать рецензии на книги, которые прочитаны давно. Обычно я вообще таким не занимаюсь, последний раз так делала с "Жизнь Пи" - писала для академии спустя большое время после чтения (года 2 что ли), давалось ну очень тяжело...
@liu, я через длительное время писала только на "Поющие в терновники" и "Графа Монте-Кристо". Но первую книгу я до дыр зачитала, знаю наизусть. А на графа написала после посещения мюзикла, когда освежились впечатления.
А так пишу только сразу после прочтения.
@anastasia_roja, "Поющие в терновнике" я тоже зачитала до дыр и следов от смородины на листках книги... Вообще недовольна такой своей сентиментальностью к этой книге (к экранизации тоже), но ничего не могу с этим поделать) А мюзикл "Граф Монте-Кристо" - это очень интересно, я бы сходила!
@liu, хаха)))) про смородину повеселила)))
Я бы всех с удовольствием позвала на мюзикл. Это наш Пермский, и я в большом восторге! Очень понравилось как представили графа. Но это я подробно писала в комментарии под рецензией своей. Здесь уж не буду спамить))