Рецензия на книгу Желтая стрела от explode
Приятно, когда книга затрагивает какие-то нейроны твоей памяти. Это как встреча одноклассников, вроде бы не хотел идти, а потом пошло-поехало, и смешное и грустное, куча-мала.
Мне говорили, что самая лучшая (и по ходу единственно удавшаяся у Пелевина) книга - Омон Ра. Да, книга действительно потрясающая, перетряхивающая до самых основ представление об окружающем. До сих пор та остановившаяся на Красной площади Армата вызывает мысли об отключившемся от жары и спертого воздуха внутри солдатике, крутившем наподобие вьетнамского велорикши педали для приведения макета в движение.
Эта была присказка, сказка впереди.
Не будем говорить о сюжете, всё пересказано задолго до меня прочими рецензентами - перейдем к мгновениям. Так вот, Желтая стрела напоминает и впрямую и косвенно о многом. Например, песня, которую поют в вагонах: "Наш бронепоезд в огне...". Эта песня должна быть гимном патриотов России: нам некуда больше бежать, эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе, время пришло... и т.д. С поезда тоже можно сойти, но проще свыкнуться с немолчным перестуком колёс и жить дальше. Недаром есть такое расхожее "проехали".
Далее очевидная и даже неизбежная ассоциация с песней Макаревича "Разговор в Поезде". Пишу "Поезд" с большой буквы, потому что речь о вполне конкретном, а для его пассажиров, единственно возможном Поезде, бесконечном Поезде их жизни. И действительно в Стреле есть разговоры в Поезде и даже свой гуру есть, Хан, но про себя называю его попеременно то Кастанедой, то Виктором Цоем. Кастанедой потому, что встал на свой Путь (в т.ч. железнодорожном смысле слова) и просвещает неразумного Ученика, а Цоем потому, что уж очень песни Виктора Робертовича западают мне в душу, начиная с "И если есть в кармане пачка сигарет...." (а у главного героя их нет, и кажется это выбивает его из колеи просветления) и кончая "Кукушкой", ну и раскосость подходит, да. Простите за раскосость, если это кого-то обидело/оскорбило, я не намеренно. В отличие от автора, он по-моему прямо-таки неполиткорректно обращается к уроженцам солнечного Кавказа. В связи с чем у меня возник вопрос, как редактор пропустил это? Это не то, чтобы не верно, но как-то грубо.
А вот что было тонко, для меня, конечно, это построение рассказа на базе стихотворения Николая Гумилёва "Заблудившийся трамвай". В середине книги есть прямым текстом прописанный намек, однако только прочитав сам стих, можно оценить всю прелесть аналогии. Поиграем немного в школу, а именно в литературный анализ. "Как я вскочил на его подножку, было загадкою для меня" - так ведет себя основная масса людей, пассажиры, которые вообще похоже не понимают, что едут в Поезде с рождения до самой смерти. "Видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет" - главному герою перепадает на вид популисткая брошюра, а на самом деле философский труд про то, как не-до-конца-пассажир едет в тамбуре и то ли представляет, то ли на самом деле видит джугли Индии за окном. "Где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла" - тут немного протягиваю за уши, но так и встает перед глазами образ мертвой западной актрисы (да, и там есть Сладко Загнивающий Запад), прикованной словно Прометей к своей надгорбной плите. Там, в вагонах, тоже есть свои мифы, например, культ У-3 и даже оккультисты на крыше.
На крыше, в лучших традициях интеллей, вообще собралась вроде как местная духовная элита, те, кто поняли где они и чего хотят. Кажется, даже Хан ушёл в это просветление, оставив в наследство своему непутевОму ученику в качестве пост скриптума осознанное сновидение. Вот такие они, вагонные. Но это в высях горних, а на земле?
А на земле 90-ые, плавно переходящие в 2000-ые. Все эти исчезающие ложки с подстаканниками, стрелки, как тесто на дрожжах поднимающиеся "малиновые пиджаки", хохлома на бутылках из-под пива, дурацкая навязчивая реклама для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Вот и ещё один привет из нашего коммунального прошлого. А уж какие там коммуналки, и очередь на купе, и подселение, что тоже характерно для эпохи.
Больше всего радует конец, хотя какой это конец, это только начало. Однако не буду раскрывать всех карт, а то разве ж интересно проходить квест, имея на руках все коды? Главный вывод: может Пелевин и не Булгаков, но задатки провидца у него есть - пока он видит только настоящее, но может быть в скором времени...