Рецензия на книгу Тони и Сьюзен от baska_kielbaska
Эта книга из тех, которые требуется основательно обдумать после прочтения. Фабула, вроде бы, проста: Сьюзан читает книгу, написанную ее бывшим мужем, и вспоминает их совместное прошлое. Писатель Остин Райт не прогадал с конструкцией. Роман в романе - не стареющий прием, сразу придающий повествованию неоднозначности. Читателю тут сам бог велел сравнивать события из реальности Сьюзан и придуманного ее бывшим мужем мира Тони (так зовут главного героя написанного им романа). Здесь и кроется серьезное затруднение. События из двух параллельно существующих вселенных не пересекаются, намеки на их связь настолько туманны, что я их еле находила, да и то сомневалась, те ли это подсказки, которые автор подразумевал, или я уже отсебятничаю.
Интерпретировать роман мне помог фильм "Nocturnal Animals" (в российском прокате - "Под покровом ночи"). Кино от книги сильно отличается, почти все акценты там расставлены совершенно иначе, что сильно упрощает историю. Фильм в итоге мне не понравился, но о книге я свое мнение частично изменила. Теперь она в моих глазах лучше, чем казалась непосредственно после прочтения. И, возможно, я чуть больше поняла, что волновало ее главных героев.
В "Тони и Сьюзан" есть несколько интересных мотивов. В частности, то, как Остин Райт ломает четвертую стену между автором и читателем. В этом случае разлом происходит не изнутри, не из придуманного мира Тони, а как бы снаружи - из мира читательницы Сьюзан. Она, разумеется, пытается проникнуть в потаенные глубины книги, которой поглощена. Женщина ищет в тексте подсказки, которые объяснили бы ей, почему экс-муж вспомнил о ней через много лет и какие чувства сейчас к ней испытывает. Является ли Тони альтер-эго бывшего супруга? Почему одна из второстепенных, совершенно проходных героинь получает имя Сьюзан? И в конце концов почему писателю важно, чтобы роман прочла Сьюзан, с которой они обидно расстались и совершенно не общались после развода?
Любопытны и соображения относительно роли автора, на которые наталкивает книга. Остин Райт размышляет о назначении искусства вообще. В его интерпретации процесс творения - это и отчасти аутопсихотерапия (причем непроизвольная, ведь создатель произведения не всегда властен над тем, что он пишет), и попытка достучаться до тех, кто способен понять, и акт всевластного творения. Писатель, в его понимании, - демиург, но необязательно добрый. А если автор жесток, то, захватив и своих персонажей, и читателя в водоворот придуманных событий, может устроить им тонкую пытку.
Очень показателен финал книги. Постараюсь без спойлеров, но там не сообщается, разгадала Сьюзан, что хотел сказать ей бывший муж, или нет. Вероятно, что-то она поняла по итогам виртуального путешествия в собственное прошлое. Но явно поняла не все, иначе не считала бы книгу бывшего мужа такой уж хорошей. В целом концовка "Тони и Сьюзан" - это идеальный финал любого чтения. В ней остается недосказанность и разочарование от того, что текст уже закончился, а все ответы ты так и не получил. Хочется, как Сьюзан, вызвать автора на откровенный разговор. Но захочет ли он в нем участвовать?