Рецензия на книгу Театральный роман от Bespalova

«Театральный роман» (или «Записки покойника») - это незаконченное сатирическое произведение, чем-то напоминающее Кафку (наверно элементами абсурда). В нем рассказывается о жизни начинающего писателя и драматурга Сергея Леонтьевича Максудова (прототипом которого был сам Булгаков). И начинается рассказ с того, что Максудов покончил жизнь самоубийством, а свои последние записки оставил другу, чтобы тот их подправил и издал. А в самих записках описан первый опыт Максудова, как писателя и как драматурга, а также жизнь Независимого Театра (под предводительством двух директоров), в котором ставили его пьесу.
Итак, чтобы понять это произведение, нужно прежде всего знать, что герои здесь – пародии на реальных людей: актеров, режиссеров, литераторов и т.д. Например, директор Иван Васильевич со своей странной теорией – это Станиславский; другой директор Аристарх Платонович, вечно занятой в разъездах по миру, - это Немирович-Данченко; а сам Независимый Театр – это МХАТ (Московский драматический театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко). Также проведены параллели между почти всеми персонажами.
Когда я это узнала, то смысл сего произведения стал для меня более ясен. Это не просто какой-то забавный, временами абсурдный рассказ о тяжелом пути автора к признанию, это довольно глубокая пародия и попытка противостояния автора системе Станиславского.
P.S. Булгакову свойственна в его произведениях «дьявольщина», и сначала, основываясь на этом, «Театральный роман» я поняла немножко по-другому. Рудольфи был, в моем понимании, кем-то вроде дьявола, объясню почему: Рудольфи появляется, как черная тень, неожиданно ночью при попытке Максудова застрелиться под звуки музыки «Фауста», и даже сам Максудов сравнивает его с Мефистофелем (дьяволом). После этого появления жизнь Максудова, как автора, меняется: он входит в общество, о котором всегда мечтал, - в общество литераторов, а позже и в театральное общество. А сам Рудольфи и его издатель Рвацкий таинственным образом исчезают. Ну и конец истории (хоть она и недописана) известен с самого начала: Максудов покончит жизнь самоубийством. То есть отдаст свою душу взамен того, что получил.
Однако, у Рудольфи и Рвацкого тоже есть свои прототипы, и это немного запутало мою версию… Но все же, мне кажется, что эта версия тоже имеет место быть.
Спасибо за подсказку с МХАТом, лежит у меня эта книга, ждет, когда я доберусь до нее.