Рецензия на книгу Пустошь. Дом страха от Ariah

написала рецензию27 мая 2017 14:42
Оценка книге:
5/10

“Some people find the cravenness to lose entire years of their childhood. They tuck things into their subconscious so that it only eats them away a little at a time, in small, painless bites.”
― Blake Crouch, Desert Places

(Некоторые малодушно теряют целые годы своего детства. Они засовывают воспоминания в глубины подсознания, чтобы те глодали их лишь понемногу, маленькими, безболезненными укусами. Пер. С.Саксина).

Мне, в самом деле, крайне неловко писать первый не-то-чтобы –положительный отзыв на Блейка Крауча. На самом деле, убеждена, что Блейк – отличный парень. Во-первых, это видно из его интервью, во-вторых, когда такие люди приезжают в Москву и так открыто общаются с читателями, так задорно улыбаются на сэлфи с ними же – ну, что сказать, очевидно, что парень отличный (и я тоже хочу с ним сэлфи, разумеется). Но сейчас не об этом, а о «Пустоши».

Мне, если честно, кажется, что эту книгу написал какой-нибудь студент, до того она сырая, нелепая (простите) и нелогичная (слово «нелогичная» тут для усиления слово «нелепая», хотя, по сути, про одно и то же). Тут же моя оправдывающая всех тёмная половина подсказывает: камон, это его первый роман – Блейку было только двадцать шесть лет, он только расписывал ручку, ещё не был популярен, но задатки, конечно, уже видны. В одном из интервью Крауч не скрывает того, что его вдохновляет наш добрый знакомый Стивен Кинг. И в самом деле, «Пустошь» лучше всего сравнить с «Тёмной половиной», ведь именно эта самая тёмная половина обнаруживается у известного писателя историй, холодящих кровь по имени Эндрю Томас. Сидел себе парень, книжки пописывал, в своём прекрасном имении с видом на лес, и тут письмецо в конверте, где написано, что где-то там на его земле закопан труп, его надо откопать и получить дальнейшие указания. Далее, писатель действительно отрывает труп, находит записку, звонит по телефонному номеру оттуда и беседует с тем, кто на другом конце провода. В этом месте недоверчивый читатель вскрикнет, что уже можно идти в полицию и книжка бы на этом месте кончилась. Но преступник, конечно, шантажист и угрожает тем, что навестит престарелую мать нашего писателя. Опять же, в моём унылом мире полиция бы могла решить и этот вопрос, ну да ладно, допустим. Дальше всё равно должно быть интересно, потому что писатель пакует чемодан и едет чёрти-куда, чтобы потом оказаться в этом самом чёрти-где и делать чёрти-что с чёрти-кем. Это, мне кажется, лучший краткий пересказ любого триллера ever, так что даже не спойлер, но с интригой.

Интрига тут, конечно есть, но крайне странная – во-первых, сюжетные повороты порой настолько Удивительны, что вызывают если не изумление, то «ой блин ну ладно тебе, Блейк?..». Вот примерно так можно отреагировать и на сцену финальной схватки главного героя с главным злодеем, и – до этого – на предысторию становления Зла с большой буквы в отдельно взятом человеке. Эта история выглядит настолько глупой, что не вызывает никакого эмоционального отклика, а хотя по всем канонам – должна. Все проблемы, как вы знаете, берутся из детства. Там заложены все наши комплексы, проблемы, нервные тики, с которыми мы вырастаем во взрослых и самостоятельных дядь и тёть. У Эндрю Томаса тоже, конечно, как выясняется, есть такие тёмные шкафы с такими ветхими скелетами, которые, конечно, не могли не повлиять ни на него, ни на его альтер-эго, главного врага, Волан-де-Морта, профессора Мориарти, доктора Зло, Джокера, короче, как его не назови, получится условная «Тёмная половина», без которой протагонист не был бы тем, кем он является (и наоборот). В этом есть своя соль и основная завязка романа, однако, этого слишком недостаёт для того, чтобы с восторгом закрыть книжку и посоветовать её всем своим друзьям. Тут нужно сказать, что мне, в самом деле, страшно неловко ругать Крауча, однако – ну Блейк, ну в самом деле. Описания того, как герой три часа мылся в душе, бродил кругами по пустыне, а потом долго брёл по снегу до домика, где отмораживал ноги – этого всего так много, что вызывает зевоту, а диалоги с другими персонажами, полные внезапных (и ненужных) отступлений и того хуже – уж не тому учит старина Стивен Кинг (пособие про то, как писать книги, доступно для скачивания, you know). Например, в диалоге со своим лучшим другом у главного героя неожиданно выплывает несчастная любовь, зачем-то друзья обсуждают теорию про гнилые яблоки (тебе попалось одно гнилое, теперь ты думаешь, что гнилые все) – для чего эта деталь нужна нашему писателю? Не так, ой не так прописывать бы тебе персонажа, про которого и так, впрочем, не говорится ничего интересного, окромя как в конце. Как, в самом деле, раскрыт этот персонаж? Да никак, всё всплывёт по ходу пьесы, а прописывать персонажа за счёт внезапных диалогов ни о чём - самый унылый путь, герой не оживает на страницах романа, не кажется реальным, прожившим жизнь человеком, попавшим в ужасный переплёт, он остаётся безликим картонным дядькой без прошлого почти до самого конца, без интересов, привычек, без характера, эдакий мэрисью из маскулинного мира суровых главных героев. Самый главный финт (кто такой злодей) становится известен довольно рано и также выглядит полной нелепицей, но хотя бы с интригой – как же это всё Крауч разрулит.

Ну, кое-как разрулил, конечно, но осадок-то остался.

Тут, конечно, ещё можно кинуть большой камень в огород прекрасного (я опять же убеждена, что здесь просто стечение обстоятельств) переводчика Сергея Саксина: тут тебе и «Пронзительная острая боль пронзила мне спину» и легендарное «рулевое колесо» (кто, кто так продолжает говорить, да ещё в современном романе?), это "глодали укусами", неуклюже смотрящееся в контексте, да даже основная локализация названия "Desert Places" из этих трёх слов - ужасна. Хочется долго сетовать на «ну никакого чутья», но ладно, пусть будет камень в сторону редактора. Отдельно можно отметить и обложку, которая, в общем-то, всем хороша, но оригинальная, конечно, больше про эти самые мрачные тайники в человеческих душах и цепляет этим взглядом извне (ставить, впрочем, на полку такое вряд ли приятно, но кто его знает). В целом и получился какой-то хлипкий каркас, где сложились воедино и странная история, и перевод, и сам начинающий Крауч, который всё равно отличный парень и всё такое, но знакомство с этим парнем лучше начинать не с «Пустоши», а всё-таки с сэлфи где-нибудь в баре – тогда и оценка будет выше, отвечаю.

@loki12 июня 2017 0:36

прочитала я Пустошь эту, у тебя еще очень положительная рецензия вышла
я вообще прочитала и не пойму, что это нахрен было

Ответить

Ariah (@ariah)12 июня 2017 15:26

@loki, ооо, я просто жму тебе руку. её вообще все так хвалили, и кровавые преступления, и вообще Психологизм, которого, как оказалось, тут нет совершенно - за психологию героя я это принять отказалась)

Ответить
Похожие рецензии
@larin Павел Ларин 14 апреля 2017
Довольно странно называть психопатом человека, у которого брал автограф меньше недели назад, но мистер Крауч смог превратить два дня моей жизни в кромешный ад. Я ...Читать далее
@carapkaa Cap 9 мая 2017
Вот вам, пожалуйста, место где можно сойти с ума, лишится рассудка, но черт побери, вы же все равно туда вернетесь! Даже если до этого момента ...Читать далее
@mariana Шальная Императрица 26 мая 2017
Смотрели ли вы сериал "Декстер"? Помните о так называемом "попутчике", который жаждал крови? Темная сторона героя, которой нужна была кровь, но с правильным воспитанием поведение ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт