Рецензия на книгу Способный ученик от bear91

Если не читали произведение, то можете воздержаться от прочтения моего отзыва, потому как мне придётся раскрыть некоторые сюжетные детали. Глобальных спойлеров не будет, но всё же я посчитал нужным предупредить.
Сюжет:
Жил себе идеальный мальчик 13-ти лет - учиться на отлично, спортсмен, родителей слушается и всё прочее в таком духе. не ребенок, а мечта родителей. И как то в гараже у друга он находит исторические журналы, в которые поместили фотографии и описания концлагерей. Эта тема заинтересовала мальчика и при внимательном рассмотрении фотографий он узнает на одной из них своего соседа, который был заместителем коменданта концлагеря. Мальчику интересно, правда ли всё то, что пишут про концлагеря в журналах и учебниках и он отправляется к этому старику с целью узнать, как всё было на самом деле.
Аннотация же издания, которое мне попалось гласит:
«Где-то в маленьком городке медленно сходит с ума тихий отличник, ставший способный учеником нацистского преступника…»
Впечатления:
Очень неприятное произведение. Можно даже сказать - мерзкое. Довольно глубоко копнул Кинг.
Ладно, попробую объяснить.
Прочитав аннотацию я думал, что это будет книга, в которой маленький не смышленый мальчик попадается в сети опытного и коварного психолога, который делает мальчика своим рабом и заставляет того делать различные зверства. Но, видимо, её составили не совсем корректно, потому как Тодд (так зовут мальчика) сам пришёл к Дюссандеру, вынудил того признаться в том, что тот скрывающийся нацистский преступник. И мальчик вынуждал его рассказывать про всё. Что происходило в том концлагере, про все способы издевательств над людьми и все способы их уничтожения. Мальчик хотел всё знать в мельчайших подробностях, все детали. И, по его собственному признанию, он «кайфовал», когда слушал про это. Так что, в моральном падении мальчика виноват он сам. Проблем в семье у него нет, над ним никто не издевался, но почему то его «переклинило» и у него возгорелся такой нездоровый интерес к насилию. Ведь он мог просто обратиться в полицию, мол, смотрите, я обнаружил нацистского преступника. И тогда бы не произошли все те ужасные события, который Кинг описал в этой книге. Но нет же. Как из хорошего мальчика получилось такое чудовище, кто в этом виноват – на эти вопросы Кинг нам не ответил. Просто, у всех подростков есть увлечения. Кто-то в возрасте Тодда подсаживается на различные игровые автоматы, кто-то замыкается на учебе и ничего больше не надо, кто-то на книгах и фильмах, а он на том, как нацисты издевались над людьми и убивали их. Странно, почему так получилось. Может, правда, вина лежит на учительнице, которая объясняла детям, что они должны пройти тест на будущую профессию и что сегодня должен быть выявлен их ГЛАВНЫЙ ИНТЕРЕС и, так уж получилось, что именно в этот день Тодд нашел эти самые злополучные снимки в журнале и он подумал, что это и есть ГЛАВНЫЙ ИНТЕРЕС. Всякое может быть и остаётся только гадать по поводу причин.
Что Тодд, что нацистский преступник Дюссандер – оба отвратительные и неприятный персонажи. Ничего, кроме омерзения к обоим, я не испытывал. И поэтому моральное падения мальчика воспринималось мною не как «бедный и несчастный мальчик стал жертвой обстоятельств», а как «поддонок, так тебе и надо». Если бы при этом моральном падении пострадал бы только мальчик, то вообще бы отлично была, а так как из-за этого падения страдают и другие невинные люди, то мне даже было неудобно, что я таким образом, получается, одобряю то, что они страдают.
Вообще образ мальчика Кинг раскрыл максимально возможно. Он отлично показал и переходный возраст и мысли, которые при этом возникают. Он не только мысли его раскрыл, но и душу и вообще всё самое сокровенное, что у этого мальчика таилось. В «Бедных людях» Достоевского один из героев, макар Девушкин, писал в письме, что прочитал «Шинель» Гоголя и у него было такое чувство, что за человеком в замочную скважину подглядывают. Так вот, читая эту книгу Кинга было ощущение не просто подглядывания, но и как будто мы копаемся в его грязном белье, выискивая, что погрязнее и пострашнее. Ну и без фирменной пошлости Кинга не обошлось.
Так же удачно Кинг раскрыл характер другого героя – Дюссандера – беглого нацистского преступника, который на момент описываемых в книге событий является дряхлым стариком со всеми возможными болезнями, страдающий так же алкоголизмом и сильно курящий. В самом начале книги он оправдывался перед мальчиком, что всё, что ему приписывают громкое звание «Кровавый Мясник Патэна (это название концлагеря)» и всё было совсем не так. Он был просто человеком, который вынужден был исполнять приказы, поступающие сверху, иначе бы его самого убили. В это можно поверить, по большому счету. Но ведь уже в Америке, в старости, его никто не заставлял убивать бездомных людей и бродячих животных. Причём бездомным людям, можно сказать, повезло, их он убивал ножом или другими подручными предметами, а вот живых кошек и собак он просто засовывал в духовку и включал огонь. Получается, что он мог таким же образом и поступать с людьми в бытность его работы в концлагере. Ну или он в то время так привык убивать, что это вошло у него в привычку и после этого ему лучше спится (что звучит не менее жутко).
Читая этот роман у меня невольно возникали с книгой «Американский психопат» Брета Истона Эллиса (которая, правда, была издана 11 лет спустя сборника Кинга «Четыре сезона», включающего эту повесть). Просто в обоих книгах описано и сексуальное насилие, и издевательства над животными и бездомными (разве что Эллис переплюнул Кинга в плане отвращения, пошлости, мерзости, крови и насилия).
Очень неприятная книга. Понимаю, что Кинг писал об ужасах фашизма, об вырвавшейся на волю из самых недр подсознания тёмной половины, об отвратительных людях и книга с таким содержанием в принципе не может быть приятной. В этой повести довольно простой и скудный слог(впрочем, это может быть вина переводчика) , но это вполне компенсируется неплохо закрученным сюжетом и детальным погружением в психологию подростка. А ещё это самая страшная книга Кинга, которую я читал, несмотря на полное отсутствие в ней монстров и прочего сверхъестественного зла. Наверное, такие реалистичные ужасы, которые на самом деле могут произойти, пугают больше всего.