Рецензия на книгу Творчество от AprilDay
Лучший способ выбрать книгу из списков, когда глаза разбегаются и хочется все и сразу - взять паузу и через несколько часов, не заглядывая на сайт, попытаться вспомнить, что в планах. У меня сразу вспомнился Золя. И я рада, что могу на шаг приблизиться к одной из своих тысяч читательских целей - прочитать весь цикл "Ругон - Маккары".
Роман раньше отпугивал меня таким уж серьезным названием. И здесь действительно много говорится о творчестве. Главные персонажи - все "свободных" профессий, это несколько друзей: журналисты, художники, писатель, архитектор. В начале романа это молодые ребята двадцати-двадцати трех лет, они горят желанием покорить Париж и весь мир, полны энтузиазма, спорят до хрипоты, и хотя каждый из них беден и неизвестен, в душе они чувствуют себя королями.
Самым крупным планом взят Клод Лантье, художник, которого друзья считают мэтром новой школы живописи, в противовес старой, академической. Клод посвятил битве за выражение своих идей всю жизнь. В его характере есть одно сильное противоречие. Ему важно выразить свою мысль в совершенстве, своя идея для него - главное. Но при этом он жаждет признания и поэтому стремится выставиться в официальном Салоне. Невольно вспоминался Чарльз Стрикленд из "Луна и грош", которому важно было самовыражение и он просто делал то, что считал нужным, игнорируя общественное мнение. Клод более симпатичен, он вызывает сочувствие, но Чарльз Стрикленд, как ни крути, более логичен и последователен.
Другие герои не были такими же принципиальными, как Клод, каждый из них выбрал свою трудную тропинку. Кто-то выгодно женился, кто-то продал свое перо, кто-то балансирует на грани мошенничества, кто-то ворует у друзей идеи и переделывает их под вкусы публики. Объединяет их одно. Спустя десять лет - уставшие изможденные лица, в глазах вместо силы и энергии - недоумение и разочарование, в разговорах - взаимные упреки и недовольство. Веха, дающая возможность сравнить "тогда" и "теперь" - еженедельные обеды у Сандоза. Возможно, как краткое содержание книги можно прочитать просто первый обед и последний.
Что же такое творчество? В этом вопросе Эмиль Золя не оптимист. Творчество - изматывающий тяжелый труд, бессонница, бедность, страдание, лишения, а если хочешь добиться успеха - пой фальшиво, но со всеми. Это лотерея, повезет-не повезет. Обман, мираж, рисуй орнаменты для медных соусников и радуйся, что имеешь кусок хлеба каждый день. Творческий человек - "пан или пропал", середина - это уже посредственность. Каждый рисунок или фраза рождаются в муках, но вместо радости творец чувствует презрение, потому что - "мысль изреченная есть ложь", не то, все не то.
Минусы книги. Вы знали, что Эмиль Золя учился в одном коллеже с Полем Сезанном? У них был учебный предмет - академический рисунок. И награду за лучший рисунок однажды получил не будущий живописец, а будущий писатель. Видно, уроки рисунка глубоко засели в писателе, потому что у него очень, очень много картин Парижа. Мосты, соборы, набережная, остров Ситэ - все в разную погоду, в разное время года. Городские и сельские пейзажи подкрадываются незаметно, раз - и ты уже в несколькостраничном описании. В то же время описания Салонов, хоть и длинны, но сатиричны, эмоциональны. И в картинах Парижа чувствуется настоящая любовь к городу.
И второй, более неприятный момент - то, что сам Золя в своей книге называет свинством. Реально, кроме Кристины и Анриетты, двух светлых женских образов, все остальное пропитано грязью, нищетой, материальной или духовной, уродством, пороком. По-моему, так не бывает. Не пойму, то ли это авторский взгляд, то ли на самом деле все так плохо было.
Читать интересно, несмотря на специфическую тему. Особенно если знать, что прообразами почти всех героев служили современники Золя. Клод Лантье - его друг Поль Сезанн, Поль Сандоз - сам Эмиль Золя. Так что повезло писателю, наблюдай за друзьями да пиши. И не повезло друзьям.
Тоже сразу загорелась цикл прочесть, но даже не могу представить сроков выполнения затеи)
@cupy, Двадцать романов примерно одинакового объема... Но насколько я помню, они неодинаковые, есть вообще, что читать невозможно, а есть очень интересные и легкие.
А я почти весь цикл читала, только не помню ничего... а творчество прям заинтересовало. Может, возьму допом)
@lanalana, мне в итоге понравилось, хотя я боялась браться.
Вот и я пристально всматриваюсь в этот цикл... Пока только издалека... (
1-й экзамен сдан!
Вот если с Нют я была уверена, что она возьмёт Европейское воспитание, то с тобой я предполагала, что это будет Творчество)) Насчёт второго недостатка, скорее всего 2 в одном - вокруг всё было не слишком радостно и дополнилось авторским видением)
Обязательно прочитаю))) уж очень интересно, почему друзьям Э. Золя так не повезло)))
@AprilDay, как интересно про Золя и Сезанна!
@liu, я сама предсказуемость ) спасибо, что думала о наших студентских предпочтениях ) Не откажусь и на следующих курсах Золя почитать ... (это такой наглый намек ))
@liu, @myrrruna , @nyut я уже после прочтения книги об этом узнала, что оказывается, все персонажи имели реальных прототипов. Сама догадалась только, что под именем Сандоза Золя вывел самого себя. Интересно, что Сезанн и Золя очень дружили, но после этой книги прекратили отношения. В Клоде Лантье узнается Поль Сезанн, только Золя написал его жизнь гораздо хуже, чем все было на самом деле, приписал ему страшную смерть ребенка, страшную собственную смерть, измученную жену, непризнанность... На самом деле Сезанн получил успех еще при жизни, и в других моментах все было посветлее. В одном из персонажей узнается Клод Моне, якобы он "списал" у Мане "Завтрак на траве" и мошеннически продавал свои картины по раздутым ценам. В общем, мне кажется, всегда есть такая проблема, когда автор наполовину берет реальных людей, а наполовину додумывает. Лучше бы его персонажи-художники были полностью выдуманными.
@AprilDay, спасибо за прямо-таки академические познания в этом вопросе. Приятно читать)
@AprilDay, я декану уже нагло намекала =D но уж больно интересные авторы подобрались)
@MYRRRuna, академические... совсем нет, очень поверхностные ) после этой книги стала разбираться, кто там был кто, хоть поняла, чем Мане от Моне отличается. И запомнила, что мне все -таки нравится Моне )
@AprilDay, я так обычно в Эко и Фейхтвангере копаюсь) Но тут Вы за меня покопались) Хотя, может, еще что-то любопытное найду)
@AprilDay, намёк понят, но лучше обещать ничего не буде))) К Золя я ещё не подобралась, но почему-то не ожидала, что он может быть таким злобненьким)
@AprilDay, какой у нас чудесный декан) Люда @liu, спасибо за чуткость!
@Nyut, я прям растаяла)))
@liu, я впервые увидела его такие в этой книге. Не то чтобы злобненький, а как будто реально человек в пучине отчаяния и ему все кажется гораздо хуже, чем есть на самом деле. Добро пожаловать в глубокое психотерапевтическое произведение )