Рецензия на книгу Воспитание чувств от Frogg_n
«Что это значит — реальность? Одни видят чёрное, другие — голубое, большинство видят глупое».
То-то хохот, то-то смех
Там в Париже — прямо грех!
В этот обычный июньский день мы, Гюстав Флобер и я, предлагаем вам отправиться во Францию девятнадцатого столетия, во времена правления Луи-Филиппа, времена волнений и революций, в 40-50-е годы Парижа.
Не волнуйтесь, скучать вам не придётся и в одиночестве вас никто не оставит, потому что рядом будем мы и Фредерик Моро, мелкий буржуа, мечтающий о любви и высоком чувстве, ищущий себя в различных сферах: живопись, писательство, история, судопроизводство... Он хочет видеть себя и политиком, и поэтом, и оратором, и юристом, и живописцем. Он — человек, у которого семь пятниц на неделе и ни одного понедельника. Фредерик умеет отдаваться чувствам и эмоциям, однако, молодой человек не способен долго оставаться преданным своему делу. Ему кажется: дальше будет лучше, жизнь сама его как-то устроит и напрягаться для чего-то — это дело пустое и никому не нужное.
И любовь у него такая же переменчивая, он влюбляется в замужнюю женщину бальзаковского возраста, мечтает о совместной жизни с ней, грезит целыми днями и неделями об этой прелестной г-же Анру, но ничего не предпринимает, хотя прекрасно осознаёт: брак её далеко не идеален благодаря тому, что муж, г-н Анру, беспечен и лёгок в общении, довольно раскрепощён и не брезгует любовными интрижками с молоденькими дамами.
Фредерику вечно не хватает внутреннего стержня, он вечно подвергается влиянию общества, в котором находится, в принципе, именно из-за своей слабохарактерности он и оказывается втянут в компанию пошляков, революционеров и дураков, где его любят и принимают за своего. И пусть вас не обманывают описания чувств этого человека, наподобие этой фразы: «Его сердце казалось ему таким же твёрдым, как тот стол, на который он облокотился». Вот именно, ему просто-напросто казалось. Или же вот это предложение: «...ему казалось, что он стал другим человеком, что на него веет благоуханным зноем теплица, что наконец-то он вступает в высший круг, в мир патрицианских любовных измен и великосветских интриг». Думаю, Моро можно описать одним словом — хамелеон. Конечно, он неосознанно втягивается в различные настроения и умеет быть похожим на других, но вот это окраска под ситуацию... Парижанин не способен обойтись без этого в своей жизни.
Путешествуя вместе с вами по страницам книги, Фредерик будет воспитывать свои чувства. Иногда выходя за рамки дозволенного, иногда поступая мерзко, а местами и благородно. Он будет посещать балы и ходить в театры, сможет найти благосклонность у красивой женщины и обретёт покровительство богатой влиятельной дамы, почувствует все прелести и горести первой любви, да и сам станет предметом воздыханий маленькой девочки с рыжими волосами.
«”Какой же я мерзавец!” — подумал Фредерик, восхищаясь в душе своей испорченностью».
Эта история начнётся в торжественном ритме, потом оживится в нарастающем движении, затем пойдут громкие раскаты, а после внезапно всё утихнет; тогда возвращается нежное и неспешное повествование.
Март 1867 года.
Он отправился в путешествие.
Он изведал тоску и утренний холод, узнал горечь мимолётной дружбы.
Он вернулся.
Он выезжал в свет и пережил ещё не один роман.
Произведение прекрасно своими мыслями, идеями, речью. Всем. Тут поднимаются идеи эстетики и этики, морали, свободы, равенства, братства, права. «Воспитание чувств» — это действительно самое настоящее воспитание себя и своего внутреннего мира. И может, этот роман и последний в библиографии Гюстава Флобера, он от этого не становится менее занимательным и интересным.
Так же очень приятно возвращаться к французской классике после перерыва. Сразу чувствуешь: это оно. То самое! Некоторым не нравится литература Франции из-за трудности чтения, воды или ещё чего-то подобного, что отпугивает читателей от Виктора Гюго или Оноре де Бальзака. Честное слово, не бойтесь читать Флобера, по мне, так тут очень лёгкий и воздушный язык, который сразу затягивает и не даёт шанса оторваться.
P.S. Хотелось немного поделиться процессом написания романа «Воспитание чувств». Гюстав Флобер считал, что ему необходимо всё знать, прежде чем взяться за работу. Его девизом было: «Если хочешь хорошо написать — хорошо знай то, о чём пишешь». Он в самом деле титанически трудился над этим, посещал все места, описанные в книге, ему надо было знать всё! Действительно всё! Как тогда одевались, в чём ходили, о чём думали. Однажды он застрял, прямо-таки погряз в газетах тысяча восемьсот сорок восьмого года и своё отчаяние изливал в письмах к Жорж Санд:
«Вчера десять часов подряд просидел над тремя строчками —и не сделал их».
«Целых два дня бьюсь над одним абзацем, и ничего у меня не выходит. Иногда мне хочется плакать!»
«Я работаю как тридцать тысяч негров... Я чувствую себя совершенно разбитым».
А после того, как Гюстав Флобер сообщил, что роман дописан, он «обрадовал» всех, что теперь настало время проверять «Воспитание чувств», исправляя недочёты, ища опечатки, убирая ненужное или наоборот, добавляя что-то. Причём проверять построчно.
#ЭЭ1_1курс
#БК_2017 (6. Книга, которой больше 100 лет.)
3-й экзамен сдан! Поздравляю с закрытием сессии)
Как всегда атмосферно и вдохновенно! Судя по вот этой фразе "Его сердце казалось ему таким же твёрдым, как тот стол, на который он облокотился" - Флоберу не чужд юмор?)
Я восторгаюсь писателями, которые проделывают такую колоссальную работу по сбору информации для написания романа. Спасибо за постскриптум о процессе работы Флобера)
@liu, спасибо) Да, Флобер любит пошутить. Очень много таких моментов) Впрочем, ирония ему тоже не чужда. В своих письмах француз так же много шутил, вообще мне кажется, что Гюстав был очень эмоциональным человеком) Чего стоят его письма к Жорж Санд!
А насчёт работы над романом он был очень щепетилен. Узнавал, какую дорогу построили и можно ли было там проехать, сколько стоила поездка туда и обратно, даже поставил себе цель разобраться в социализме)
@Frogg_n, всё, что ты пишешь о Флобере - замечательно, и я начинаю коситься в его сторону, скорее всего мне очень понравится его читать. А Госпожу Бовари у него читала?
@liu, к своему сожалению, не читала ещё Бовари, но планирую дойти и до неё.
Не знаю, какой автор в двух других его романах, но в этом, последнем, он мне очень понравился и поглотил с первых же строк, чему я была удивлена, потому что это же вроде как француз, а они у меня идут спорно, хоть и очень нравятся. Как я поняла, «Воспитание чувств» отличается от «Госпожи Бовари» и от «Саламбо», т.к. здесь Флобер поставил себе цель — написать максимально объективно. А ещё тут очень много политики и истории) Кстати, как ты относишься к французской классике? Читала кого-нибудь?
@Frogg_n, отношусь хорошо, но выборочно. Не все идут на ура) Например, я пока так и не смогла подружиться с Бальзаком, зато в детстве и юношестве на ура шли Жюль Верн и Дюма, потом был Гюго, у которого я так и не дочитала Собор, зато в восторге была от Отверженных и Человека, который смеётся. Мопассана с удовольствием читала, только уже всё забыла - надо заново. Это кто первые на ум пришли) До Стендаля пока тоже не добралась.
@liu, я в мае с Бальзаком пропала) Из всего, что у него пока прочитала, мне больше нравятся «Евгения Гранде» и «Шагреневая кожа». С Гюго у меня всё наоборот: прочитала «Собор...» за несколько дней, а «Отверженные» и «Человек...» ждут своего часа. У Мопассана читала рассказы, очень понравились идеи и стиль, Дюма — часть детства, а за Жюля Верна немного обидно, так и не удалось его прочесть. Со Стендалем аналогичная ситуация)
@Frogg_n, про Верна - действительно жаль, этот тот автор, который лучше всего воспринимается в юном возрасте...)
как же я сомневалась, брать или не брать эту книгу для прочтения, боялась повторения "Госпожи Бовари") теперь точно возьму, потому как рецензия примечательнейшая)))))) спасибо))))
@liu, я тоже так считаю, но отворачиваться от Верна пока не буду) Хочется оценить его произведения.
@MYRRRuna, а что не так с «Госпожой Бовари»? Она очень плоха? Буду надеяться, что эта книга вам понравится больше)
@Frogg_n, с художественной точки зрения книга просто замечательная) эта главная героиня виновата)))
@MYRRRuna, тут главный герой тоже не цветочек))
@Frogg_n, это я поняла, но он, судя по рецензии, обладает редким качеством - самоиронией) лично меня это подкупает всегда)
@MYRRRuna, я бы не сказала, что он прямо-таки ироничен по отношению к себе, но в романе есть второстепенные герои, которые обладают этим качеством. Фредерик в начале очень наивен и полон мечтаний, к середине у него происходит раскол. Эта книга, скорее всего, о крушении детства и юношества перед настоящей жизнью. Вот в конце книги он действительно ироничен))
@Frogg_n, тогда советую у Верна "Дети капитана Гранта", зачитанные мной в детстве до смородиновых пятен на страницах)
@Frogg_n, так в книге не только Фредерик ироничен?)))) точно возьму почитать)
@liu, спасибо за рекомендацию, обязательно прочту. По поводу Верна можно будет обращаться с советом?)
@MYRRRuna, я вам даже больше скажу, в книге есть один герой, блондинистый журналист Юссонэ, с очень едким и циничным языком!)
@Frogg_n, похоже, все-таки уволиться, чтобы все прочитать =D а кто тебе больше всех понравился?))) (ничего, что я так на "ты"?)))
@MYRRRuna, неужели книг настолько много?) Я бы прочитала эту книгу за два дня, но заболела; чрезвычайно легко читается.
В романе очень много героев, но я бы выделила Луизу, девочку из провинции, которая влюбилась в главного героя, Юссонэ, Дюссардье, обычного служащего, произвела на меня впечатление и чета Дамбрёз, только не понятно какое именно впечатление — плохое или хорошее. Здесь есть и противоречивые персонажи, например, семейная пара Арну, Розанетта-Капитанша, Режембар-Гражданин и Пеллерен, художник. Не получается ко всем однозначно относиться)) (да нет, ничего, если я тоже?)
у меня было два подхода к Воспитанию чувств, оба раза это оказалось идеальным снотворным...
К моему сожалению.
@Frogg_n, много) и похоже, я специально выбираю не то, на что пишут хорошие рецензии =D Ах, эта Франция с ее именами))) (Я только за))))
@AprilDay, действительно, жаль... Может, был не тот настрой на французскую классику? Вы читали у автора что-нибудь ещё?
@MYRRRuna, по-моему, у тебя хороший список чтения вырисовывается)) У французов красивые имена и я даже начала путаться в них, потому что было много героев на буку «Д»...)
@Frogg_n, Мадам Бовари, но тоже не мое. Французов я люблю -Бальзак, Золя, Мопассан, Андре Моруа, Морис Дрюон, Эжен Сю и Дюма ) а с Флобером не заладилось пока.
@Frogg_n, списки на курсе вообще как-то радуют разнообразием) Может, у Флобера была особая страсть к этой букве, а, может, особенности языка)
@Frogg_n, конечно, обращайся, но у меня только детские воспоминания)
@AprilDay, даже боюсь предлагать теперь Флобера... у вас слишком хороший список французов) Наверно, просто не ваш автор, но к нему можно будет обратиться когда-нибудь в будущем.
@MYRRRuna, списки такие же потрясающие, как и сами книги, которые находятся в них и ждут с нетерпением своего прочтения с последующим написанием рецензий) Вполне возможно, как жаль, что я не француз)
@liu, зато детские воспоминания самые яркие, так что я им доверюсь))