Рецензия на книгу Воскресение от anastasia_roja

написала рецензию14 августа 2017 19:01
Оценка книге:
9/10

#Сек1_2курс

А вы когда-нибудь задумывались, как сложно творить благо?
Если вы скажете, что это легко, и вы с лёгкостью это делаете, то я вам не поверю.
Творить добро - невероятно сложно для нашей души. Не потому, что мы все чёрствые. А потому что, по моему убеждению, люди эгоистичны.
Я ведь не говорю здесь о разовых акциях добра, я говорю о ежедневном труде.

Люди, творящие благо, заслуживают глубочайшего уважения. Но ещё, наверно, большего уважения заслуживают те, кто из типичной массы людей решают выйти и стать на сторону нуждающихся. Тут, конечно, главное не вернуться на лёгкий путь.

Дмитрий Нехлюдов был юношей добрым, искренним, влюблённым в Катюшу. Годы изменили его , а Катюша оказалась обманутой. Ещё годы спустя они встречаются в зале суда. Он - в качестве присяжного, она - в качестве подсудимой. Он - князь. Она - падшая женщина. Он чувствует себя виновником всех её несчастий. Это становится толчком к внутренним переменам. Он готов на самые смелые поступки. Он даже иначе смотрит на поведение людей его окружения. Что-то ему мерзко, что-то непонятно, ясно одно - он уже не тот, что был совсем недавно.

В нескольких рецензиях читала, что после первой части книга становится то ли скучной, то ли уже просто не той, что в первой. Я это не заметила. Возможно, потому, что не читала книгу, а слушала, занимаясь вместе с этим своими делами.

@lerochka15 августа 2017 19:15

А почему книга-то "Воскресенье" называется, не знаешь? Про воскресенье ничего там не помню

Ответить

Людмила (@liu)15 августа 2017 19:24

@lerochka, это как воскресение души - что-то вроде этого...

Ответить

@lerochka15 августа 2017 20:30

@liu, вот так моя невнимательность. Всегда считала, что это день недели)

Ответить

Анастасия (@anastasia_roja)16 августа 2017 7:54

@lerochka, я тоже раньше думала, что произведение называется "Воскресенье". Но взявшись за него в этот раз, обратила внимание, что всё-таки "Воскресение"

Ответить

@psycho16 августа 2017 10:16

Творить благо..
В этом же тоже можно отыскать эгоизм..или нет?) Маслова же не зря отказывалась быть предметом искупления. Сегодня я эгоист, завтра не хочу им быть и бегу творить благо. Только кому оно нужно больше? Как по мне, не заключенные нашли Нехлюдова, а он их. Т.е. взамен их могло быть любое другое.. Это предмет искупления - средство.. Есть средство, есть цель.. Цель изменить себя, за счет других - эгоизм

Ответить

Ann (@thebittersweet)16 августа 2017 12:30

@psycho, ну вопрос очень философский. Тогда можно предположить что человек, который перевел бабушку через дорогу и случайно подумал "я сделал доброе дело", уже автоматически сделал это чтобы ему "зачлось". Разве стремление к искуплению, не часть его? Или если уже ты надумал меняться без "средства", то как понять что ты изменился не начав что-то делать? просто потому что я думаю что изменилась?

Ответить

@psycho16 августа 2017 13:50

@thebittersweet, ну так мы и разводим диалоги… Люди бывают разные, мы же говорим о Нехлюдове и его "бабушках. Стремление к искуплению - звучит отлично) почему стремление в любой другой плоскости, будь то движение в сторону финансового обогащения, может быть эгоистичным, а стремление к искуплению нет? Или мое стремление к искуплению, априори делает меня несущим благо? В таком случае, что есть БЛАГО? Христианство? А может судья делает благо, отгораживая заключенных от социума?
Не буду говорить/обобщать за всех людей. Когда я переведу бабушку через дорогу или подниму ее 50-килограммовую тележку по лестнице - я сделал благо. Не делая с этого стремления, без горящих глаз, с целью - сеять благо и поступать правильно. В данном случае, я сделал это конкретно для нее, ибо я могу пройти мимо другой бабули. В случае Нехлюдова, он делает поступки ради себя, на мой взгляд. И особенно это заметно в минуты, когда он понимает - Маслова уходит.

да, конечно, эта мысль звучит вызывающе)
и для меня, это только одна грань эгоизма и агрессивной мысли гг, другая - навязывание Евангелия. Забывая про Содом из Ветхого

Ответить

Петр Петрович (@torp)16 августа 2017 14:21

Интересно пишете, @psycho. Конечно можно сказать априори, что любое действие человека эгоистично. Происходит так потому, что человек делает действие с тем, что бы удовлетворить свои потребности: потребность в пище, безопасности, продолжении рода, потребность успокоить совесть, потребность в добрых делах. И т.д. Таким образом все действия эгоистичны, т.к. вызваны внутренними потребностями и, исполняя эти потребности, мы приносим себе удовольствие психологическое или физическое. Тем не менее, помогая бабушке поднять тележку, мы делаем для нее благо, неважно чем вызваны наши действия, потому что для нее это хорошо(в кратковременной перспективе). Таким образом, мы можем одновременно оставаться эгоистами и делать благо.

Ответить

Петр Петрович (@torp)16 августа 2017 14:21

P.S. Причем тут Содом из Ветхого?

Ответить

@psycho16 августа 2017 14:55

@TorP, я собственно, туда и вел - творение благо, не отменяет эгоизма.
И согласен с кратковременным эффектом, только что будет в последствии? Показать возможную проекцию этой бабушки? которая за счет лояльности людей и нажитой бестактности привыкнет решать свои проблемы? так вопрос все тот же, что есть благо для нее?)
Содом всегда причем)) авторское милосердие и евангельская добродетель часто забывает раскидать пару мыслей из Ветхого

Ответить

Ann (@thebittersweet)16 августа 2017 15:09

@psycho, я не отрицаю присутствие эгоизма в действиях Нехлюдова, скорее лишь подвергаю сомнению так уж ли эгоизм плох, ведь что такое эгоизм? любовь к себе? каждый человек любит себя, значит ли что он эгоист когда хочет видеть себя в лучшем для себя и других (что важно) свете? важно ли то, что из-за эгоизма он ХОЧЕТ делать добро, т.е. так ли важны мотивы, если они оправдывают конечную цель) чтобы им не двигало, он не пытался сделать гадость.
Я к тому что неплохо, делать добро другим "для себя", как бы по христиански это не звучало)

Ответить

@psycho16 августа 2017 15:31

@thebittersweet,
игнорируя мотивы, настоящее ли это воскресенИе?
понятно что творить локальное добро - хорошо. я лишь вывел в диалог нескучную мысль..Ведь автор ставит в конце точку и закрепляет ее истиной и искренностью, а я не вижу эту искренность в его "перерождении.
это иллюзия воскресения, полезная, но иллюзия..
для меня это - изменение персонажа, но не "воскресение

Ответить

@psycho16 августа 2017 15:45

@thebittersweet, знаете, кто ходил в тонах "воскресения? Князь Мышкин..
Нехлюдову до него..

Ответить

Ann (@thebittersweet)16 августа 2017 16:03

@psycho, изменение, но не воскресение.. возможно, Толстой и не пытался сказать что Нехлюдов дошел до этого состояния, так то не сильно в своем стремлении он преуспел. Да и если уж смотреть с такой стороны, то да, это чистой воды эгоизм, Нехлюдов только свои поступки пытался искупить.
Князь Мышкин, это который Достоевского? не читала Идиота...

Ответить

Петр Петрович (@torp)16 августа 2017 17:03

@psycho, Проекция бабушки, допустим. Благодаря кратковременной помощи она, быть может, станет лучше думать о людях, меньше станет портить настроение окружающим и т.д. В худшем случае не будет ничего, если не брать в расчет случайные события. Желание творить добро - это "эгоизм вида", если можно так выразиться. Т.е. улучшение благ нескольких людей через взаимную помощь. Потому что незначительная жертва для одного может быть очень важным приобретением для другого. "Ленивая добродетель" - вот мой девиз. Если можешь помочь и это ничего не стоит, почему бы и нет. А если и пропадет втуне, не жалко будет сил. Насчет кратковременной помощи, то она всегда такая (не будем рассматривать наркоманов), потому что мы не можем проследить всех причинно-следственных связей.

Ответить

Анастасия (@anastasia_roja)16 августа 2017 19:10

@psycho, когда писала про благо и эгоизм, тоже мелькнула мысль о том, что и творить благо - в какой-то мере тоже эгоизм.
Но эту мысль я развивать не стала)

Ответить

@lerochka16 августа 2017 20:04

@thebittersweet, можно присоединюсь к вашему разговору?) согласна с @psycho, что в творении блага можно отыскать эгоизм. Но не согласна, что всегда это будет эгоизм. Я вот, например, помогая бабушке делаю благо, потому что мне этого хочется. Просто чтобы эта бабушка порадовалась, что ей помогли, чтобы ей было хорошо. Но в отношении Нехлюдова это чистый эгоизм. Его Маслова раза три точно просила не помогать ей. И отказывалась она от помощи не от своей скромности или стеснения. Но он не мог не помочь ей, потому что совесть давила на него и ему нужно было очистить душу.

Ответить

@lerochka16 августа 2017 20:04

@anastasia_roja, я ж не просто название прочитала. Я же книгу прочитала и не поняла смысла названия))

Ответить

Анастасия (@anastasia_roja)16 августа 2017 20:15

Благо и эгоизм можно ещё рассматривать с точки зрения вложения этого блага в своё будущее. Помогаю бабушке сегодня, мы надеемся, что когда-нибудь помогут и нам.
Когда я это делаю, я об этом не думаю. Но, если разобраться, то по сути так оно и есть.

Ответить

@psycho17 августа 2017 8:26

@thebittersweet, @lerochka, @anastasia_roja, вот мы и сошлись на том, что Нехлюдов поступает эгоистично..
@anastasia_roja, ты ведь читала Идиота? Вспомни князя Мышкина, которого хотелось назвать иногда князь Христос. Воскресение, это про него.
В этой же книге, воскресение на поверхностном уровне, хотя нам говорят о истине и перерождении. А по сути, эгоист просто сменил ориентир

Ответить

Ann (@thebittersweet)17 августа 2017 9:53

@psycho, @lerochka, по прежнему считаю, что нет ничего плохого в то что человек решил поменяться в лучшую сторону) и не важно, эгоизм им двигал или нечто иное) а по поводу воскресения Нехлюдова как личности.. но тут все относительно. Да, нельзя сказать что Нехлюдов вознесся, но тут основная тема все равно социальная. Он вырос по сравнению с самим собой прежним, вырос по сравнению с окружающим его обществом.

Ответить

@psycho17 августа 2017 11:09

@thebittersweet, не согласен) и социальная, и религиозная.. Это изменение персонажа в лучшую сторону, но не воскресение человека. Опять же, имхо

Ответить

Анастасия (@anastasia_roja)17 августа 2017 15:21

@psycho, честно говоря, само произведение меня не впечатлило. Но князь Мышкин вызывает у меня огромное уважение, мне он нравится. И если сравнивать с Нехлюдовым, то я предпочту Мышкина.

Ответить

@psycho17 августа 2017 18:05

@anastasia_roja, вот. Правда Алеша Карамазов мне показался еще интереснее..

Ответить

Анастасия (@anastasia_roja)17 августа 2017 20:18

@psycho, братьев я ещё не читала. Или читала, но не помню

Ответить
Похожие рецензии
@alena23091985 25 декабря 2013
Роман Льва Толстого "Воскресение" был прочитан мною в сознательном возрасте, и не оставил меня равнодушной к этому произведению. Действие романа разворачивается в городском зале суда, ...Читать далее
@valtntina2676 Валентина 3 апреля 2014
Слегка занудное произведение, но оно освещает много вопросов той современности: то есть начало революционного движения, нищенствование народа, несостоятельности власти, грубой буквы закона и многое другое. ...Читать далее
@ttcyonker Okonoma 3 августа 2014
"Воскресение" написано довольно давно, в 19 веке, но что поразительно, оно имеет яркие черты популярных сегодня антиутопий. Но эта антиутопия как бы еще скрыта под ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт