Рецензия на книгу История уродства от nataliatsygankova
Что такое уродство? И есть ли критерии его оценки. В предысловии книги говорится, что изучению прекрасного посвящено множество книг. В каждую эпоху были свои обожатели. В свою очередь, автор книги рассказывают нам об уродстве в разные эпохи. Стоит отметить что уродство подразумевается не только как внешне, то и внутренне –поступки, мысли, да и вообще отношение к жизни.
Увлекательным в чтении было множество иллюстраций. Рассматривались все: от мифических существ до реально живущих когда-то людей, заметила снимки которые были сделаны уже в 21 веке.
Патриция Беттелла выделяет три фазы в развитии темы некрасивой женщины (период от Средневековья до барокко). Средние века оставили множество изображений старухи — символа физического и морального разложения, контрастирующего с каноническим прославлением молодости как символа красоты и чистоты; в эпоху Возрождения женское уродство становилось чаще всего предметом бурлескного осмеяния, сопровождаемого ироническим восхвалением моделей, далеких от господствующих эстетических канонов; и наконец, в эпоху барокко мы наблюдаем позитивную переоценку несовершенств женской внешности, которые теперь рассматриваются как элементы привлекательности.
Уже в 16 веке многих деятелей искусства заявляют, что хотят говорить о безобразных вещах, потому что от вечных разговоров о нежном и прекрасном в конце концов начинает тошнить.
А вот мы пришли и к такому стереотипу, что не бывает одновременно умных и красивых девушек. Что для женщины некрасивая внешность — это залог честности, средство от похоти, возможность придерживаться беспристрастия и справедливости, и что соответственно дурнушки не бывают такими распутными, как красавицы.
Маньеризм и барокко не боятся прибегать к тому, что в классической эстетике считалось неправильным. А потому меняет перспективу и тема безобразной женщины: теперь женские несовершенства описываются как нечто интересное.
Гюстав Эйфель еще не закончил свою металлическую башню, когда в 1887 году в газета опубликовали письмо, подписанное, в частности известными людьми.
«Мы, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы, страстные поклонники красоты Парижа, до сих пор остававшейся неприкосновенной, изо всех сил возмущенно протестуем, во имя попранного французского вкуса и оказавшихся под угрозой искусства и истории Франции, против возведения в центре нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни, которую злые языки, нередко обладающие здравым смыслом и чувством справедливости, уже окрестили Вавилонской башней». И далее следуют нападки на эту гигантскую черную заводскую трубу, которая подобно чернильному пятну будет отбрасывать на Париж свою омерзительную тень «мерзкого столба из клепаной жести.»
С тех пор Эйфелева башня стала характерным признаком панорамы Парижа, и еще в то время кое-кто из противников ее возведения изменил свое мнение. Однако «дело Эйфеля» поныне остается свидетельством так называемой изменчивости вкуса. Это изменчивость во времени всех вкусовых оценок архитектурного облика городов.
3-й экзамен сдан, и ура - закрытие сессии, успела!)
Самая информативная рецензия на эту книгу и отдельное спасибо за упоминание "дела Эйфеля", напомнило консерваторские уроки эстетики)))