Рецензия на книгу Братья Лаутензак от MYRRRuna
Обожаю Фейхтвангера, этого изгнанного немца, хитро сплетающего исторические факты и писательский вымысел в нечто, пробуждающее у читателя желание докопаться до истины, познакомиться с прототипами персонажей поближе, чтобы понять, а как же я сам к этому всему отношусь. Его книги – это как реалистичная сказка, услышанная в детстве, но оставляющая кучу вопросов, к которым затем возвращаешься уже взрослым, выросшим, поумневшим.
«Братья Лаутензак» - это разочарование, которое, наверное, рано или поздно должно было меня постигнуть, потому как все ранее прочитанные произведения («Гойя», «Лисы в винограднике», «Семья Опперман», «Герцогиня Маульташ») ничего, кроме бурного восторга и восхищения мастерством Фейхтвангера, не вызывали.
Историческая атмосфера. Она в книге какая-то туманная. Кажется, что автор ее набросал карандашом, а вот добавить красок забыл, а, может, намеренно, так все и оставил. Хотя, один цвет в палитре все-таки есть. Коричневый. «Коричневорубашечники», «коричневая чума», нацисты… Национал-социалистическая немецкая рабочая партия не очень-то поражает в книге разнообразием характеров. Они – мерзкие, подлые, двуличные, пропитанные ядом под названием «Если того требуют наши великие устремления, то наденем намордник, уничтожим и раздавим».
Персонажи. Братья… После прочтения только укрепилась мысль о том, что писатель явно погорячился, назвав роман именно так. Оскар презирает своего тщедушного брата, Ганса, а он в ответ одаривает его злобой и завистью. И все это под прикрытием «ведь мы связаны орфически, еще водами глубин»… Так красиво и так бессмысленно. Сам Оскар Лаутензак – эгоистичный, ленивый, возомнивший себя почти богом, которому все должны только за то, что он, видите ли, особенный.
Конфликт. Казалось бы, такое поле для писательского воображения: нацисты, аристократы, интеллигенция, пытающиеся грести в разные стороны, преследующие диаметрально противоположные цели, но… Противопоставление получилось какое-то невнятное. Единственным антагонистом более или менее вырисовывается журналист и писатель, Пауль Крамер. Однако мотив его – вовсе не нести доброе и вечное в массы, а гипертрофированная братская привязанность-ревность к пассии «ясновидящего» Оскара, Кете Зеверин. Извращенный любовный треугольник какой-то...
Слог. Вот здесь горячо любимый Фейхтвангер не разочаровал. Повествование плавное, хотя иногда и слегка затянутое. Слог выверенный, в меру метафоричный.
Это не та книга, которую мне захочется перечитать, но все же прочла я ее не без удовольствия. Искренне рада, что это не первое знакомство с творчеством Лиона Фейхтвангера, иначе не пылать мне к нему любовью…никогда.
1-й экзамен сдан) Наконец-то, а то я уже успела соскучиться по твоим рецензиям.
Жаль, конечно, что такое разочарование, но хоть слог так же радовал. Порадовалась, что не взялась за Братьев в первую очередь, а то нечитоз на этом курсе начался бы гораздо раньше)
@liu, видимо, нужно было долго не писать рецензий, чтобы ты соскучилась))) но книга, увы, не оправдала ожиданий...
@MYRRRuna, а на обложке вроде автопортрет какого-то художника?
@MariiaK-a, без понятия)
@MariiaK-a, что же ты сюда не выложила фото картины этого самого художника? =D
@MYRRRuna, я стесняюсь )