Рецензия на книгу Сцены из жизни богемы от liu

написала рецензию26 сентября 2017 14:59
Оценка книге:
8/10

#Кин1_1курс

Пропустить первоисточник одной из самых известных опер было невозможно. Прослушанная и сыгранная десятки раз "Богема" Пуччини теперь дополнилась красками из сцен Мюрже. Если музыкальный шедевр больше наполнен трагичными красками и нагнетанием обстановки, то "Сцены из жизни богемы" более ровные в эмоциональном плане и трагикомичные мотивы легко несутся по страницам книги.

Мюрже пишет изящно, музыкально, с юмором и налётом философии. Всё в этой книге французское, произведение пропитано национальным стилем и ментальностью. Чем-то напомнило недавно прочитанную "Пену дней" Виана, правда без такой искрящейся фантазийности и сюра, но со схожим ритмом, формой и даже направлениями сюжета. Оба француза прожили достаточно короткие жизни (38 и 39 лет), будучи болезненными и находящимися перед лицом смерти, поэтому логично присутствие темы смерти как одной и основных. Оба были представителями парижской богемы и потому знали лично, о чём писали. И в "Пене" и в "Богеме" есть фундамент в виде дружбы целой компании, поэтому на ум и приходит всем известный сериал "Друзья", но искать в книгах мотивы американского ситкома не имеет смысла.

Несмотря на то, что автор выводит у себя несколько богемных персонажей: Александра Шонара, посвятившего себя музыке, философа Густава Коллина, страдающего библиоманией, художника Марселя и поэта Родольфа, - все они обладают схожими характерами и по сути сливаются в одно целое, во всех четырех можно увидеть отражение самого Анри Мюрже или же отражение целого явления богемы. Иной раз можно и запутаться в героях, так как стили их жизней их надежды и мечты не отличаются друг от друга, они все имеют одинаковые цели, чувства и мысли. Не знаю, можно ли счесть такую размытость недостатком, но это не убавило моего наслаждения от чтения, так как я искала в книге не множество ярких образов, а скорее один и обобщённый. И вот этот обобщённый собирательный образ беспорядочный и легкомысленный, он живёт сегодняшним днём, радуется мимолётным подаркам судьбы, выжимая из них всё до капли, грустит, когда эта же судьба награждает пинками и уколами, жестоко страдает в случае несчастий, но отвлекается от трагедий в кратчайшие сроки, влюбляется без памяти и подвергается превратностям любви. Все четверо приятелей бедствуют большую часть времени, затапливая камин стульями и рукописями, голодая и прокрастинируя в ожидании муз и финансов. А как только удача улыбается им и в кармане вдруг звонко позвякивают монеты, они немедля идут ублажать себя винами и омарами, одаривать своих легкомысленных и непостоянных подруг женским барахлом и от души радуются жизни. И тем не менее, смотря на произведение после прочтения, персонажи не кажутся поверхностными бездельниками, они живые, искренние, честные, с горящими глазами и бесконечно трогательные. А что ещё порадовало, так это то, что герои не стоят на месте, варясь в собственном соку, но есть важные моменты трансформации и изменений.

Помимо трагичных поворотов, в которых нет никакого нагнетания, есть настроение светлой грусти. Ведь по своей сути книга очень похожа на то, что можно назвать прощанием с юностью, эта тема всё чаще и чаще начинает мелькать и особенно ярко выражена в стихах. Этот момент тоже биографичен, ведь как раз перед написанием сцен Мюрже наконец-то вышел на путь, ведущий от голода к благосостоянию и знаменующий взросление.

КИНООТЧЁТ.

Для разогрева и ради ностальгических воспоминаний сначала был просмотрен фильм "Богема" 2008 года режисёра Роберта Дорнхельма. Это по сути адаптация оперы Пуччини и актёры там не кто иные, как оперные певцы и дивы, среди которых Анна Нетребко и мексиканский тенор Роландо Вильясон. Приятно и послушать, и посмотреть.

Основным же просмотром стал фильм 1992 года:
"ЖИЗНЬ БОГЕМЫ" режиссёра Аки Каурисмяки.
Аки заявил, что Пуччини разрушил идею книги, с чем я соглашусь, но немного в другом стиле, композитор не разрушил идею, он создал свою, взяв за основу книжные мотивы - это и называется творчеством. Но в конце концов и режиссёр вывел из литературного источника те мотивы, которые посчитал важным и не следовал сюжету по прямой линии.
Фильм получился не таким изящным, не таким лёгким и немного с другим юмором. Режиссёр, он же сценарист, сделал его серьёзнее первоисточника, он кажется целостнее. Французской атмосферы немного поубавилось, зато появилась скандинавская, парижский лёгкий и юморной сплин превращается в более тяжеловесную северную меланхолию. Огонь в глазах и бунт сменяется чем-то вроде умеренного смирения. Размеренность чувствуется и в делении, если у Мюрже это многочисленные пёстрые сценки, то у Каурисмяки это деление на сезоны. Богема Каурисмяки приобрела черты 20 века, больше авангарда, больше современности, больше 90-х. И не случайно режиссёр поднял проблему депортации, сделав Родольфа албанцем без нужных документов для проживания во Франции. А мои особые симпатии принадлежат псу Бодлеру, чья погрызаннная косточка была использована для супа, а также фантастическому исполнению Шонара на пианино непередаваемо экспериментальной пьесы на фоне сосиски в тесте.

Оксана (@oksanamore)26 сентября 2017 15:09

Замечательная рецензия! Очень рада, что такие хорошие впечатления от книги у Вас) А я и сама до конца не понимаю, почему же меня книга не слишком зацепила... Наверное, очень многого ожидала...

Ответить

@lerochka26 сентября 2017 15:41

Читать книгу не собираюсь, но благодаря рецензии послушала Пучини
Какой у нас факультет! Книги читаем, фильмы смотрим, теперь еще и оперу слушаем, что будет к 3 курсу?))

Ответить

Людмила (@liu)26 сентября 2017 17:15

@oksanamore, спасибо! Можно на "ты"))) Я наоборот от книги многого не ожидала, так как уже видела рецензии со средненькой оценкой, к тому же зная оперу Пуччини, примерно представляла о чём пойдёт речь - главный спойлер был. Но как оказалось не такой уж и главный, по сравнению с оперой книга показалась разнообразнее и богаче на идеи. Опять же очень повлияли на восприятие параллели с Вианом. В общем, было нужное настроение. Хотя замечу, что были главы, на которых я немного скучала.
@lerochka, вот это ты меня порадовала с прослушиванием!))) И какие у тебя впечатления от Пуччини? Насчёт чтения книги - я и не рекомендую особо, мне кажется, что у тебя книга восторгов не вызовет. А факультет прямо-таки богемный и творческий!

Ответить

Оксана (@oksanamore)26 сентября 2017 18:45

@liu, хорошо, переходим на "ты"))) Меня разочаровали любовные линии. Просто не тот жанр, наверное. А вот с Вианом я ещё не знакома)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)26 сентября 2017 20:26

Когда студенты знают больше декана - я даже не слышала про историю с оперой. Хотя в этой области понятно, что я и верхушки айсберга не знаю, в отличие от тебя)) Давно понимала, что хочу прочесть, но ты столько поводов дала укрепить это желание - и с оперой интересно было бы сопоставить, и вообще давно хочу что-то концентрированно французское. И "изящно, музыкально, с юмором и налётом философии" тоже радует) "Ритмом, формой и направлением" вообще удивила, прям книга следующей после начатого должна быть.
Когда задумывала факультет, и в самых смелых фантазиях не могла предположить, что студенты (уже двое!) будут смотреть Каурисмяки и так положительно отзываться. Это особенно трогает. Не зря тон факультету задавал "Ленинградские ковбои едут в Америку"))) У меня это был один из первых фильмов режиссёра и не самый запомнившийся. Но что-то, кончено, осталось, хотя в любом случае сколько читаю отзывы студентов (особенно подробные, как твои) - понимаю, сколько же забылось даже из любимого. Хотя не могу сказать, что выделяю этот у Аки, но из понравившегося (хотя что у него не понравилось?))
Про пса. Естественно, напрочь не помню в этом фильме, но зато помню в более новом (пока последнем, что я у него смотрела). Заинтересовал настолько, чтобы как-нибудь (у нас 3 курса ещё, может, после перерыва) зарулетить Каурисмяки?) У него, кстати, ещё старший брат есть киношник, но и я сама пока незнакома) Снимает Аки очень про разное ("Девушка со спичечной фабрики", "Я нанял убийцу", - полные контрасты, хотя в более позднем творчестве эти разрывы объединяются в общее кино), но как раз в фильме с собакой описание: "Марсель Маркс, в прошлом богемный писатель"))) Но загадать думала не его, думаю, после Фауста лучше что-то не артхаусное. "Полное затмение" (1995) - байопик о поэтах, сыгранных молодым ДиКаприо и Дэвидом Тьюлисом (последний ещё точно будет в рулетке)).

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)26 сентября 2017 20:27

Сегодня краткость особенно не мой конёк

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)26 сентября 2017 20:37

А это ненормально, да, когда декан хронически забывает, что это какой-то экзамен или доп, а думает только про книгу и экранизации? С закрытием первого курса поздравляет безголовый декан

Ответить

Людмила (@liu)26 сентября 2017 21:34

@cupy, я никогда краткостью не отличалась, но сегодня меня особенно заносит, как ты уже наверное заметила по киноотчёту на Фауста))) "Полным затмением" ты меня прям приятно удивила!!! Во-первых, в своё время увлекалась поэзией Верлена, во-вторых уже позабыла более молодого ДиКаприо - будет здорово вспомнить, ну и Агнешка среди известных режиссёров, да ещё и женщина. Посмотреть ещё что-то у Аки - я только за, особенно если он радует разнообразием, и названия у его фильмов очень интригующие. Да и имя у него милейшее, мне просто нравится произносить это "Аки Каурисмяки" много раз подряд) Про брата уже увидела, но с творчеством не знакома, конечно же.
Рада, что подталкиваю к знакомству не только с книгой, но даже с оперой, вот уж чего не ожидала))) То, что ты там что-то забыла с экзаменом (пока что не допом) - вообще в порядке вещей, особенно когда у тебя в голове столько экранизаций, фильмов, режиссёров и всего киношного)

Ответить

Людмила (@liu)26 сентября 2017 21:37

@oksanamore, с Вианом я сама вот только недавно познакомилась и с его "Пеной дней", остальное пока даже не хочется читать по непонятной причине, но если засмотришься на его "Пену", то к ней неизменно советую прочитать статью "Борис Виан и мерцающая эстетика", если забудешь название, то потом можешь в моей рецензии посмотреть)) Любовные линии - не самая большая удача в этой книге, но они по-своему прелестны)

Ответить

Оксана (@oksanamore)26 сентября 2017 22:07

@liu, спасибо за рекомендацию!)

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)27 сентября 2017 5:09

@liu, я рада этой не краткости) Просто мы пару дней не общались, вот теперь и заносит))
Сначала подумала, что после "удивила" будет "потому что я уже смотрела")) Почему-то именно про этот фильм так думала. Я как нелюбительница Титаника (для меня это просто фильм, которым мы в детстве с подругами брата доставали) и не смотревшая Ромео и другое раннее, этот очень ценю отчасти за "зелёного", но очень хорошо играющего Лео. Отдельно напиши потом про него, потому что, мне кажется, он тут выложился, возможно, как никогда.
Про Агнешку хотела отдельно написать, а потом подумала, сколько можно грузить режами))
Тогда я обязательно ещё подсуну Аки)) Тут хоть и не фильмография Вуди (кстати, глянь рулетку на "Дамское счастье", хех), но несколько фильмов точно годятся. "Девушку со спичечной.." пока не буду советовать, слишком эмоционально близко к уже просмотренным тобой, но другое можно потом. Хочешь ещё интригующее название? "Береги свою косынку, Татьяна". Не круто ли? Ещё и снимался фильм при участии "Волги", Аки такую дружбу народов любит)) Имя супер, я иногда сомневаюсь, не вызвало ли оно повышенный интерес именно к младшему братцу (люблю благозвучие), но потом вспоминаю, что всё-таки изначально получала советы от знающих людей, поэтому не собственный выбор)) Я, конечно, не специалист по операм, но был период прослушивания, и так изредка бывает. Правда, у меня визуал иногда пробивается, поэтому шикарное оформление может перевесить исполнение, как было с Кольцом Нибелунга. Оттого мне балет в целом ближе, но по-разному бывает, да и любовь к разнообразию ещё никто не отменял)
Помню, что не доп, но вообще про деканские обязанности вспоминаю далеко не сразу))
Тоже пока не хочу боьше Виана читать, потому что как раз рекомендовавший знакомый говорил, что Пена не похожа на остальное

Ответить

@lerochka27 сентября 2017 12:14

@liu, я не такой любитель опер, да еще и меньший их знаток. Опера Богема как ты и написала в рецензии звучит трагично и если вслушиваться, то может вызвать меланхолическое настроение) Но на фоне написания рецензии, например, идёт очень хорошо, проверено)

Ответить

Людмила (@liu)27 сентября 2017 14:18

@cupy, я тоже кстати не любитель Титаника, хотя смотрела его в детстве совсем, ну и конечно же потом ещё всякие сцены где-то да всплывали. На "Береги свою косынку, Татьяна" я первым делом обратила внимание в списке его работ, уже очень выделилось название. И насчёт балета мы с тобой тоже совпадаем, если оперу я люблю и то только с тех пор, как сама поработала у вокалистов концертмейстером и учила целые оперные клавиры, то балет у меня просто вызывает дики восторг, хотя своё фи при непрофессионализме я высказываю часто)) Нибелунг - это кошмар моего студенчества в колледже, у меня до сих пор натянутые отношения с Вагнером)))) Сейчас ещё вспомнила момент из "Богемы" Аки - девушки в опере сидят и там играет этот пресловутый "Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый" - гарантирует напевание на весь оставшийся день у меня.
@lerochka, Пуччини вообще любит трагедии, взять ту же Тоску (с ударением на О) или Мадам Батерфляй... Везде героини умирают. А рецензию под оперу писать - вообще милое дело))

Ответить

Penguin Lessons (@cupy)27 сентября 2017 15:07

@liu, когда смотреть будешь?)

Ответить

Людмила (@liu)27 сентября 2017 16:17

@cupy, у меня вчера был суперактивный на просмотры день, это всё отразилось на моих снах, в которых всего намешалось: и Богема Пуччини, и Богема Каурисмяки, и Фауст Сокурова... Сегодня наверное больше упор на чтение сделаю. Но вообще хочу в ближайшее время посмотреть, завтра или послезавтра.

Ответить
Похожие рецензии
@fomovskaja_ru01 Маргарита Фомовская 10 марта 2016
#Бойцовский_клуб (1. Книга без рецензии.) #Иск1_4курс Перед нами изображены зарисовки из жизни французской богемы образца девятнадцатого века в лице четверки друзей: художника, поэта, философа и ...Читать далее
@skantor Соня Кантор 21 сентября 2016
Пока я читала эту книгу, у меня в голове была стойкая ассоциация - это ведь "Друзья", только на 150 лет раньше. И, судя по предыдущей, ...Читать далее
@helenal 21 сентября 2017
«Любовь всегда непосредственна и внезапна, любовь – это импровизация. Дружба, наоборот, так сказать, созидается, завязывая дружбу, люди проявляют осмотрительность. Дружба – это эгоизм нашего ума, ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт