Рецензия на книгу Бегущий человек от iricia
Интересно, можно ли отсутствие какого-то ни было впечатление считать самим по себе впечатлением?..
Ладно, начну по порядку.
У меня непростые «отношения» с Кингом: не могу я отнести его к любимым писателям, хотя многие его книги были прочитаны с большим интересом. Что говорить, если даже одно единственное его произведение может оставить после себя неоднозначное впечатление, колеблющееся между «нравится» и «ненавижу»?
Так вот… «Бегущий человек» к подобным однозначно не относиться. После себя книга оставила… да, собственно, эта книга после себя почти ничего и не оставила. Ровно с таким же успехом я могла посмотреть какой-нибудь средний боевичок – и он оставил бы после себя ровно то же послевкусие. Не увлек ни сюжет, ни герой, ни мир, в котором происходят события.
Сюжет в двух словах таков: чтобы заработать денег на лечение умирающей дочери, Ричардс участвует в шоу на выживание, в котором на него устраивается грандиозная погоня-охота. В фокусе находиться главный герой, по мере развития сюжета всё больше и больше напоминающий загнанного дикого зверя. Наблюдая за ним, мы знакомимся и с миром, в котором живет персонаж, однако мир этот раскрывается лишь в общих чертах, смазано: ровно той же мере, в какой мог бы видеть окружающий пейзаж бегущий человек.
От произведения ожидаешь чего-то большего. Если уж Кинг умудрился написать целую книгу о ста бегущий юношах (я «Долгую прогулку» имею в виду), то с подобным сюжетом ему было, где развернуться. И тем не менее: не трогает ни трагедия главного героя, ни прочих жителей, не заинтересовывают второстепенные герои (слишком уж у них мало времени, чтобы раскрыться), не увлекается сюжет и уж точно не впечатляет развязка – настолько же скомканная, насколько обстоятельным кажется начало книги. Не оставляет ощущение, что замах был на нечто большее.
Не поймите меня не правильно, я не жалуюсь на то, что история героя заканчивается именно подобным образом… Скорее книга обрывается как-то слишком резко, и оттого кажется незаконченной. Мне не хватает банального послесловия, взгляда на произошедшее со стороны: книга заканчивается безусловно громким красивым, но каким-то бессмысленным восклицательным знаком.
В заключении хочется отметить, что мне всегда было интересно проводить параллели между Бреэдбери и Кингом. Едва познакомившись с аннотацией, у меня сразу возникли ассоциации с «451-м градусом по Фаренгейту». Антиутопическое будущее, преследуемый герой, погоня, за которой публика следит со своих экранов – по-моему, достаточно много общего со знаменитым романом Бреэдбери, особенно, его второй частью. Впрочем, мне как-то не очень хочется называть данную книгу «антиутопией»: скорее, действие здесь разворачивается в декорациях антиутопии. Да-да, классовые различия, социальное неравенство, общество, управляемое индустрией развлечений, духовная деградация – всё это есть. И в то же время, все эти элементы присутствуют словно для галочки. В этом, кстати, роман очень схож с кинговской же «Долгой прогулкой», уже упомянутой выше.
P.S. Википедия, к слову, пишет, что «основную идею и сюжет для своего романа Стивен Кинг взял у Роберта Шекли — из повести «Премия за риск»». Надо бы почитать на досуге.
#передайдругому