Рецензия на книгу Не отпускай меня от baska_kielbaska

Давно думала познакомиться с этим автором, но что-то меня периодически отвлекало. В конце концов я совсем позабыла о Кадзуо Исигуро в хотелках, однако вручение Нобелевки соблазнило поскорее вернуться к его книгам. Сколько ни ругаюсь на неразборчивость шведского комитета, все равно не могу пройти мимо отмеченных им авторов. И уже когда принялась за чтение, оказалось, что раньше смотрела фильм по мотивам "Не отпускай меня". Фильм был проходным, но испортить впечатление от книги ему удалось. Что меня не отпускало, так это воспоминания об истерической игре Киры Найтли, о неприятной внешности актера в роли Томми и о том, что в фильме акценты расставлены куда более сентиментально, чем в первоисточнике.
Жалею, что восприятие произведения не получилось с чистого листа. Хотя, может быть, именно благодаря недостаткам фильма мне лучше удалось разглядеть достоинства книги. Чуть смещены опорные точки, немного другой стиль изложения - и история воспринимается иначе. Больше всего меня покорило умение повествователя пользоваться умолчаниями. Моменты, которые Кадзуо Исигуро предпочел оставить за обложкой книги, в фильме поданы слишком явно. Например, отношения главных героев. В монологе Кэти вырисовывается тонкая история, где трех персонажей связывают тепло, нежность, ностальгия по школе, порой соперничество, порой жалость и масса других вещей, которым даже не подберешь отдельного названия. Героиня тщательно перебирает оттенки настроений, слоеные воспоминания, как детские сокровища в тайном сундучке. Это не банальный любовный треугольник, который показали в фильме, а конструкция куда более сложная. Героиня не пытается разложить свои состояния по полочкам с голливудскими ярлыками - страсть, любовь, предательство, ненависть... Она, скорее, как ученый, наблюдает, описывает происходящее как можно более отстраненно и сдержанно. А за этой скромностью угадывается бушующий внутренний мир.
Порадовало, что автор не вдается в описания антиутопичной вселенной, где перевернуты все представления о гуманном. О социальном и экономическом устройстве этого мира почти ничего не известно, ни слова о политике. А значит, таким вредным читателям, как я, не удастся найти несостыковки в логике придуманного мира. Даже о других школах для "воспитанников" говорится вскользь, без надрыва. Повествование очень камерное, сосредоточенное на отношениях главных героев. И если здесь говорится об идее несправедливости, то не о социальной, а экзистенциальной. Неправедности бытия вообще, а не о том, кто прав или виноват.
Любопытно, как соотносятся позиции тройки персонажей с теоретиками экзистенса. Томми - это герой-Сартр, которого буквально тошнит от осознания бытия. Чем более он разочарован, тем сильнее отстраняется даже от тех, кого любил, от всего, что было ему дорого. Рут - героиня-эскапист. Она так испугана происходящим, что изо всех сил стремится сбежать от реальности в мир иллюзий. Отсюда ее надлом, ее вранье, желание заместить пустоту в душе сексом, соперничеством, игрой в благородство. А Кэт - разумеется, героиня-Камю. С его идеями глубочайшего гуманизма, принятия бессмысленности собственный усилий, но и с непреходящей болью.
После моих рассуждений может показаться, что книга занудная. Но это совсем не так. Роман читается очень легко и увлекательно, вполне можно проглотить за одну ночь. Особенно ляжет на душу девушкам - благодаря повествованию от лица Кэти, медово-элегическому, нежному и мягкому, как лапки кота. Не могу сказать, что испытала глубокий восторг от чтения. Шедевром я бы это произведение не назвала. Но в нем есть глубина, есть послевкусие. Впечатление от Кадзуо Исигуро приятное. Автор однозначно стоит внимания. Обязательно прочту у него еще что-нибудь.
тоже что ли на волне врученной премии попробовать снова взяться за эту книгу? тем более фильм я не смотрела, мне будет проще)
Это произведение несколько отличается от других у Исигуро. Несмотря на призовое признание, оно выглядит на фоне остальных довольно бледно. Его поистине великие свершения - "Остаток дня" и "Погребенный великан"
Единственный случай,можно сказать, когда Букер и Нобелевская премия отражают реальность
@ekaterin_a, очень даже рекомендую. Книга хорошая.
@Shishkodryomov, как раз взялась читать "Остаток дня". Вот и сравню ощущения)
@baska_kielbaska, существуют экранизации "Остатка дня" и "Не отпускай" меня, которые не то, чтоб неудачные, а предсказуемо не отражают и 10-й части переживаний литературной основы
@Shishkodryomov, ох, да, я уже нагуглилась информации о фильме "Остаток дня". Там Энтони Хопкинс в роли дворецкого. Хороший же актер, но не верится, что фильм окажется мощным.
@baska_kielbaska, жуткое разочарование при моей общей любви к Хопкинсу