Рецензия на книгу Защита Лужина от bedda

Больше всего мне понравилась красота языка. Вот так, навскидку, схожую музыкальность я ощущала, читая «Белую гвардию» и некоторые вещи Манна и Тургенева.
Набоков – настоящий художник, на холст ложатся два легких мазка, и живая картина возникает перед глазами : «трехлетний ребенок, весь в красном, шатко ступая шерстяными ножками...»
А описание заснувшего в автомобиле Лужина : «при случайных, веером раскрывавшихся отблесках белесым светом оживало его лицо, и мягкая тень от носа совершала медленный круг по щеке и затем над губой, и опять было в автомобиле темно, пока не проходил новый свет, мимоходом поглаживая лужинскую руку, которая словно скользила в темный карман, как только опять наплывал сумрак.» Мне кажется, сложно точнее и в то же время поэтичнее передать словами движение и возникающую при этом игру света и тени.
Очень интересный прием, когда имя главного героя мы узнаем только в конце, когда героя уже нет. Не знаем мы и имен людей из близкого окружения Лужина, в лучшем случае это Лужин старший, а то просто мать, отец, тетя, жена, после мать и отец жены. Зато второстепенные персонажи, как правило, имеют и фамилии, и имена и даже отчества.
Мне не приходилось в жизни встречаться с гениями, но описание Набоковым главного героя настолько яркое, что Лужин кажется очень реалистичным, вот прямо видишь, как он невпопад отвечает на вопросы, повернувшись к собеседнику спиной, вот он блуждает в коридорах отеля, пытаясь отыскать нужную дверь, вот он бредет по немецкому городу в поисках своего русского дома.
Это человек, который живет в своем мире. Мир, полностью поглотивший его, – это шахматы, где серией блестящих ходов можно достичь красоты и гармонии. Это единственная территория, где он - как рыба в воде, где ему все понятно и ясно. За ее пределами он чувствует себя неуверенно, не может существовать полноценно. Поэтому он все глубже погружается в шахматы, и это погружение оказывается в конце концов губительным. Постепенно грани между игрой и реальностью размываются, внешний мир видится ему враждебным, как хитроумная шахматная партия, где противник заблаговременно расставляет ловушки, и надо вовремя разгадать его замысел, просчитать все возможные ходы и выставить защиту. Но иногда, чтобы выиграть партию, надо выпасть из игры...