Рецензия на книгу Обыкновенная история от Osi

Копилку романов с говорящими заглавиями, такими, как "Что делать?" и "Кто виноват?", можно смело пополнить "Обыкновенной историей" Гончарова, которую я бы назвал "Как жить?".
Наверное, один из самых сложнейших вопросов, которыми задаётся человек на протяжении всей свой недолгой жизни, состоящий из вечных метаний, взлётов и падений, надежд и разочарований. Не зря я сейчас привёл несколько пар антонимов, потому что сам роман строится на одной огромной антитезе — противопоставлении разума и сердца.
Жить мгновением, чувствовать всю красоту окружающего мира, наслаждаться ей так, будто живёшь последний раз, но в то же время страдать от невзгод, которые непременно обрушатся на твою долю с той же силой, с которой ты испытывал наслаждение или же жить холодным расчётом, уничтожить в себе всё живое, чувственное, возвышенное, сделать из себя машину, жить которой удобно, но вовсе не интересно? Именно этим вопросом задался главный герой романа, молодой провинциал Александр Адуев, приехавший в Петербург искать счастья и способа проявить свои способности, познать жизнь такой, какой он бы никогда её не узнал у себя в деревне.
Начав чтение романа, я поражался тому, что русская классика может быть такой забавной, что ли. Меня, признаюсь честно, даже пробирало на смех, когда я читал бесконечные диалоги дяди и племянника, которые своей простотой и логикой могли бы вызвать улыбку у самого скучного человека на нашей планете, но и которые в то же время медленно, но верно приближали сюжет к одному из самых мрачнейших финалов, которые я когда-либо встречал.
Я привык к смерти героев в конце романов: это для меня уже не новость. Но моральная смерть, во сто крат худшая, стала для меня откровенной новинкой. Поэтапное уничтожение всех высших духовных качеств чистого человека, не способного противиться жестокому устройству столичной жизни, его разложение и превращение в то, что сам он недавно так презирал и ненавидел, — это ли не хуже смерти физической? Насмешка над гуманистическими принципами, презрение самой жизни, — это ли не величайшие грехи человека? И всё это собралось в главном герое произведения, который после непродолжительной борьбы впитал их, как губка.
Как начался роман с антитезы, так он и закончился, предоставив возможность наблюдать полную противоположность изначального героя, ставшего обыкновенным, как и эта история, в чём-то даже гадким представителем огромного города. Особого упоминания заслуживает последний порыв Александра в конце произведения, в котором содержится вся его душа, весь смысл его жизни, дающий надежду на светлый конец, но который, увы, ни к чему хорошему в конце концов не приведший.
Обыкновенная история, как она и есть, жизнь в чистом виде. Прекрасный пример поучительного романа, который, надеюсь и мне, такому же, отчасти, мечтательному провинциалу, поможет встать на правильную дорогу и решить один из важнейших вопросов жизни. Может, поможет и другим. Кто знает?
Ты на кинофакультете читаешь или независимо?
С любовью к автору получилось. Спасибо за рецензию!
@Nyut, независимо, академия помешала бы системе, по которой я читаю. Спасибо за лестный отзыв, очень приятно.
А все же, как вы думаете, история Адуева - это действительно обыкновенная история моральной смерти или это просто обычное взросление?
@AprilDay, мне не кажется, что процесс взросления связан с абсолютным отрицанием всех идеалов, занимавших всю душу и сердце человека в молодости. Это уже просто омертвение, одеревенение, моральная смерть, если хотите, но никак не взросление, которое у меня ассоциируется с частичным укрощением страстей, приспособлением их к реалиям взрослой жизни, но никак не полным уничтожением. В эпилоге очень хорошо показано, как Петр Адуев, тот оплот бесчувственности, являющийся перед глазами читателя на протяжении всего действия романа, способен если не чувствовать в полном смысле этого слова, то хотя бы сочувствовать, чего абсолютно не видно в племяннике, пришедшем сообщить важную для него новость и абсолютно не замечающим того, в каком положении он застаёт своих родственников, какое производят впечатление его слова на дядю.
@AprilDay, мне кажется, Александр сам в состоянии понять, что жизнь взрослого человека настолько эластична и разнообразна и непредсказуема, что глупо расхаживать по ней с цитатником мудрых мыслей Петра Ивановича. Он просто получил еще один предупредительный звоночек. - Нет, я не стал бы делать трагедии из расставания с иллюзиями. Нам рассказали историю взросления, только и всего. Моральная смерть - о другом. Лучше всех, по-моему, о ней рассказали Дж.Хеллер ("Что-то случилось"), Дж.Стейнбек ("Зима тревоги нашей") и А.Моравиа ("Конформист"). Хорошо получилось и у В.Быкова ("Сотников"), и у В.Высоцкого ("Чужая колея").