Рецензия на книгу Рэгтайм от AprilDay

Мне кажется, это одна из тех книг, которую трудно читать, потому что она вся от начала до конца -на нерве, в напряжении. Да и тема острая - "Respect me or kill me". В романе свое человеческое достоинство защищает чернокожий музыкант, но книга воздействует на читателя так, что лично я вообще забыла о цвете кожи. История воспринималась мной очень близко и очень лично, поэтому очень больно и грустно.
Это была не первая моя попытка прочитать "Рэгтайм", и прежде меня всегда отпугивал сложный текст. В этот раз вчитываться тоже было трудно. Рваные короткие "подпрыгивающие" предложения, чужеродные словечки усеивают текст занозами. И снова ко второй главе мне захотелось бросить: неприятная семья, кроме Малыша в зените детской мудрости; липкий зной, буквально ощущаемый кожей; никакого намека на увлекательный сюжет. И все же в этот раз почему-то я не бросила, а вчиталась, уловила какой-то музыкальный ритм и темп, и дальше уже невозможно было оторваться. Как будто стоишь около шумной стройки, все грохочет, скрежещет, скрипит, стучит. И вдруг ты улавливаешь мелодию в этой какофонии, и после того как услышал мелодию, уже не можешь воспринимать эти звуки по-прежнему. Нарисовалось несколько острых противостояний в сюжете, да еще столько интересного из истории начала двадцатого века - гуглить приходилось на каждом шагу: Гарри Гудини, Эвелин Несбит, Стэнфорд Уайт, Эмма Голдман, Джон Пирпонт Морган... Знаками вопроса для меня остались фигуры Колхауса Уокера и барона Ашкенази - были ли они на самом деле?
Роман панорамный, объемный, создает удивительную атмосферу присутствия безумных двадцатых годов. Это время пресыщения, пороков, гонки за прибылью и развлечениями. В романе все сходят с ума, теряют точку опоры. Один ищет доказательств своего божественного происхождения, другой вводит в моду тучность. Одна женщины идет в проститутки, другая в анархистки, аристократка устраивает благотворительный бал среди кровавых туш. Чистые нравственные фигуры для меня - Мать и Тятя. Конечно, еще Малыш и Малышка, эти красивые дети.
Рэгтайм просуществовал в музыке около двадцати лет до начала первой мировой войны. Он стал, как говорят искусствоведы, предшественником джаза. Благодаря рэгтайму в искусстве открылся путь, явно отличный от классической европейской музыки. Из романа Доктороу у меня создалось впечатление, что начало двадцатого века стало временем, когда Америка оторвалась от своей европейской колыбели, от европейского стиля жизни, от европейской морали и стала жить своей жизнью и по своим законам.
PS. После книги нельзя не послушать музыку и нельзя не посмотреть фильм.
Регтайм в музыке - это не мое, увы. Мне кажется, этот стиль - высший пилотаж, мастерство импровизации, без какой-то внутренней искры нельзя не то что играть, а и воспринимать эту музыку. Фильм, по-моему, по напряжению и "нерву" уступает книге, поэтому я его только "пролистала", смотреть было неинтересно. Впрочем, у меня почти всегда фильм пригрывает книге.
А меня поначалу книга как раз расслабила, и только через энное количество страниц включился нерв. Но сразу какой! Тема реально интересная, поэтому спасибо автору, что сумел её так подать. С "оторвались" тоже полностью согласна.
После мнения об экранизации хочется спросить, смотрела ли ты "Аббатство Даунтон"?) И теперь интересны случаи, когда всё-таки не проиграл.
Насчёт новых рулеток ты меня удивила - я-то всё жду впечатления от Крошки да Артиста (уже даже чуть с поджанрами экспериментирую, а то мало ли, вдруг дальше хуже пошло) ) Если классика совсем упущена, то не грех предложить к музыкальной книге и главный мюзикл - "Поющие под дождём" (1952)
@cupy, я в этой книге с самого начала ждала чего-то плохого. С первой строчки какое-то нагнетание напряжения, сгущение туч. Аббатство Даунтон смотрела, да еще как. Одно время болела просто этим сериалом, буквально следила за выходом новых серий. Только связи не уловила, есть книга Аббатство Даунтон ? Насчет экранизаций, может я и погорячилась, не все так плохо, надо поаккуратнее с формулировками )
@AprilDay, не могу сказать, что ждала другого, но слишком покорял дух времени. Вот я и помнила твою рец на Леди Альмина и аббатство Даунтон , поэтому удивлена, что ты в рассказе про фильм даже про Элизабет Макговерн слухом не обмолвилась, потому что мне как раз была интересна в первую очередь она (всё-таки вторая роль в жизни, ещё и такая нестандартная), а уже потом режиссёр даже)) Книги не знаю, но на Белгравия тут в магазине засматривалась))
Опять набежали эти гадкие людишки...
@cupy, боже, два года назад я читала эту книгу, как давно это было! Спасибо, что помнишь ) на Белгравию я тоже засматривалась, но рецензия @rina_rot меня вразумила ) если только в декоративных целях прикупить )
@cupy, книга Белгравия внешне красивая. И в конце картинки есть. Но они постановочные вроде. И вся книга постановочная. Написано все же неплохо)