Рецензия на книгу Слепец в Газе от bedda
Если в "Контрапункте" велось параллельное повествование о разных героях в один и тот же период времени, то в этом романе Хаксли рассказывает параллельно о событиях из жизни одного и того же человека в различные временные отрезки, то есть хронологически непоследовательно.
Главный герой - Энтони Бивис, человек, который всю жизнь носит броню, защищая себя от окружающей действительности и выстраивая постепенно свой собственный мирок, где сведена к минимуму возможность глубоких потрясений и страданий. Он живёт среди книг, жонглирует умными мыслями, цинично смотря на внешний мир, избегает любви, заменяя её суррогатом плотских утех.
О любви в разных её проявлениях, кстати, много в романе.
Например, любовь Элен, которой Энтони не позволил любить себя, запретив даже заводить разговор на тему любви. Он понял, что по-настоящему любит её только тогда, когда она решилась разорвать эти тупиковые отношения.
Плотская любовь Мери Эмберли, сменившей множество любовников и имеющей привычку повелевать ими и всегда получать желаемое. Мери не смогла принять своего старения, потерю привлекательности и прежней власти над мужчинами. Морфий - как следствие.
Брайан чем-то напомнил Алису из "Тесных врат" Жида. Его любовь возвышенная, или по-крайней мере он считает, что его возлюбленная достойна именно такой любви, а физическое влечение к ней постыдно и может ранить её. На самом деле её ранит как раз сдерживание проявлений физического влечения. Естественно, такая любовь нежизнеспособна, если только предмет любви сам не будет мечтать о платонической её форме.
Материнская любовь миссис Фокс, любовь удушающая, эгоистичная. В конце концов она понимает это и говорит о том, что её любовь должна была быть менее себялюбивой, что "нужно любить каждого как своего единственного сына, и единственного сына как любого встречного".
В центре повествования, конечно же, главный герой, его жизнь на протяжении более чем тридцати лет, перемены, происходящие в мире и в нем самом, поиски себя, философские мысли о религии, политике, мироустройстве, единой природе добра и зла. О случайностях, которые не случайны, а которые мы сами притягиваем своими действиями: "Нельзя, разумеется, утверждать, что все происходит целиком по воле случая. Вытягиваешь карту, которую тебе навязывает фокусник — карту, которую сам неизбежно заставил себе навязать.” Именно благодаря такой кажущейся случайности Энтони приходит к идее пацифизма и становится её проповедником, что совсем непросто в реальном мире, где в ответ на удар по одной щеке редко кто не ответит тем же. Говоря современными терминами, герою придётся очень сильно выходить за пределы зоны комфорта, чтобы быть последовательным и оставаться верным своей идее. Хватит ли у него на это сил? Или проще будет вновь спрятаться в надежном убежище искусственного мирка?