Рецензия на книгу Конформист от cupy

Не привыкла гордиться прочитанными книгами, но это тот редкий случай, когда горжусь, что не бросила и дочитала. Хотя начинала ещё в первые дни курса, периодами меня подкашивало описываемое и хотелось уйти в другие произведения. Но вот закончилось детство главного героя, осталась в прошлом убитая кошка (причём он умудрился ещё и попытаться спихнуть вину на отца), и даже подростковое почти случайное убийство, а в центре повествования всё тот же хладнокровный, как змея, и вёрткий, как уж, Марчелло Клеричи. Хотя нет, к нему добавились ещё несколько пренеприятных персонажей. И если любящая (но вряд ли любимая, это в принципе слишком сильное чувство для такого конформиста) жена местами ещё может быть оправдана, то некоторые другие персонажи, в том числе женские, впечатляют лишь поначалу, а впоследствии реноме скатывается всё в ту же болотистую вязкость, неотделимую от подобного паноптикума.
В книгах с сильной идеей мне нравятся 2 варианта – когда автор подводит к новым мыслям, и когда он более чётко конкретизирует то, что так или иначе уже приходило тебе на ум, даже если не было чётко сформулировано. В случае с этим романом больше второго, что не делает его менее ценным. Я и раньше понимала, что конформизм и желание быть нормальным – две немощные руки одного патологичного организма, но Альберто Моравиа удалось превратить такую формулу в поразительный художественный сюжет. Герой здесь трезво осознаёт своё отличие от остальных, и потому всю жизнь гонится за неведомой мечтой о том, чтобы хотя бы со стороны он казался нормальным. Не самым главными, но показательными являются и его отношения с невестой – вопреки пылкости юной особы он стремится сохранить невинность их отношений до первой брачной ночи. Иными словами, на что только не идёт, чтобы было «всё как у людей», шито-крыто. И неважно насколько это лицемерно и не согласуется с его прошлой и будущей жизнью. Да, по части грядущего он вряд ли всерьёз строит непомерно радужные декорации, ведь, если не окружающие, то уж он-то сам себя знает. В чём-то это своеобразный вариант Преступление и наказание от лица менее совестливого человека. Хотя Моравиа привнёс ещё и много другого, ведь ничто аморальное не только не чуждо Марчелло, но и не имеет потолка. В общем, в списке книг с неприятными героями явно прибыло. Но при этом читать интересно и очень важно.
-------------Про кино в контексте книги------------
Хотя слоган лаконично объявляет «шедевр Бертолуччи о сексе и политике», фильм всё же не так прост. Да, на эти темы можно подцепить зрителя, но на самом деле в первую очередь экранизация – продолжение оригинала, а значит, акцент на том, что побуждает человека совершать маленькие и крупные подлости. С одной стороны, таких, как Марчелло в мире не много, но с другой – он лишь концентрация того, что в большей или меньше степени присутствует в каждом. Так или иначе все мы эгоисты, но сцена в лесу – это даже не предательство кого-то, а расписка в собственной неполноценности. Поэтому-то герой всё время и стремился к нормальности, раз год за годом ощущал свою ущербность. И единственная проблема фильма в том, что при чтении я рисовала себе совершенно одиозного персонажа, а на экране видела прекрасного итальянского актёра с правильными и гармоничными чертами лица, изначально не сочетающимися с описанным героем. Всё-таки характер влияет и на внешность, а здесь всё держалось на убедительной игре. Конечно, и киновариант порой был противен, но всё-таки с книжным не сравнить.
Какая же радость увидеть ещё рецензию на Моравиа... Он у меня будет одним из самых запоминающихся с кинофакультета! И Конформист, и Презрение. Кстати герой с экрана почему-то у меня очень сгармонировал с моим представлением во время чтения.
Параллель с Преступлением и наказанием тоже приходила в голову, но я на неё кажется так и не указала, поэтому даже ненароком подумала дать тебе вудиаленовскую вариацию на эту тему, но так как саму меня фильм не зацепил, да и Вуди для тебя слишком тривиальный вариант, то зацепилась за слово "паноптикум": "Музейные часы", 2012.