Рецензия на книгу Вечер в Византии от liu

Знакомство с новыми авторами, как и вообще с людьми, всегда процесс очень интересный, ведь никогда заранее не знаешь как всё сложится, даже если автор популярный и признанный, собственное восприятие иногда преподносит сюрпризы. Благодаря академии знакомство получилось с оттенком какой-то грустной романтики и обыденной философии, именно таким и получился проведённый с автором "вечер в Византии". Чем-то это перекликается с "Остатком дня" Исигуро, опять те же воспоминания и вопросы о том, что же остаётся нам на закате дня. И хотя подача информации отличается (всё же это американец, а не британец японского происхождения), здесь есть ещё и перекличка в раскрытии некоторых тонкостей профессии, в этот раз конечно же не дворецкого, а такого близкого к теме факультета кинопродюссера.
Заинтересовало посвящение Салке Виртел. Загадочная женщина оказалась актрисой, писательницей, сценаристкой, устраивавшая чайные вечеринки для голливудской интеллигенции и европейских интеллектуалов в ночь на воскресенье. С её сыном Питером Ирвин Шоу работал в соавторстве. К моменту посвящения Салке было уже за 80 лет, так что есть в этом что-то даже благородное.
Главный герой Джесс Крейг во время чтения время от времени приобретал в воображении черты актёра Дэниела Крэйга, сходство фамилий сыграло с воображением шутку, уж не знаю насколько злую. Джесс - состоявшийся в мире кино человек, он известен, и пусть уже несколько лет был не у дел, его помнят, любят, им интересуются и вполне допускают новый всплеск успеха и известности. Отказывавшийся несколько лет от многократных приглашений на Каннский фестиваль, этот средних лет сдержанный и немного старомодный мужчина вдруг меняет свою привычку и отправляется на Лазурный берег, и не с пустыми руками, а со своим с любовью и усердием взращенным "поздним ребёнком" - первым в жизни сценарием.
Поездка превращается в поток воспоминаний и вторящие Средиземному морю волны рефлексии. Ох уж эти возрастные кризисы, которые возникают когда им вздумается, независимо от финансового положения, общественного статуса, успеха и семейной обстановки! Попался в эти неизбежные сети и Джесс Крейг. А читателю предстоит сопроводить его в этом блуждании по кризисным закоулкам. Недовольство собой, неуверенность, усталость, ощущение одиночества, разочарование или нервы? Размышления о своих ощущениях и о том, каким он видится со стороны: безобразным продуктом американской системы, скорбный клоун на чужом карнавале, одинокое человеческое существо? Очень неожиданно было увидеть параллель с "Войной миром", когда герой стремится подобно Пьеру Безухову обрести способность отказывать многочисленным просителям, видя в этом признак зрелости. Вопросы сонмами возникают в голове персонажа и движутся в броуновском движении. Даже ответ на простой вопрос "Почему я в Канне?" даётся нелегко, но где-то к середине повествования выводится ответ "Я в Канне, чтобы спасти свою жизнь", который конечно же не прекратит потока вопросов. Но при этом не тратится время на заводящие в тупик "а если бы?", ведь никому не приходится начинать всё сначала.
Посреди этого неумолимого копания в себе, посреди Каннского очарования и блестящего мира киноиндустрии, чем-то напоминающего кричащий и отчаянный шик "Гэтсби", вдруг возникает...
Перед этим "вдруг", хочется отметить, что в книге совершенно замечательные женские образы: привлекательные, чарующие, полные какого-то томления и при этом живости, яркие, неровные, сложные, вдохновляющие и порой разрушающие и себя, и других, но все очень индивидуальные и как будто бы "ароматные". Это и бывшие, и настоящие влюблённости и любови, и дочь главного героя. А возникшее "вдруг" - это юная и пленительная Гейл Маккиннон, ворвавшаяся свежим и дурманящим вихрем. Очень тягучее повествование очень хорошо разбавилось небольшой интригой о том, какое же прошлое скрывается за плечами этой уверенной и презанятной девушка в нелепых тёмных очках. Джесс Крейг всё пытается соорудить вокруг себя защитную стену, чувствуя опасность, исходящую от это цветущей девицы. А параллельно этому строит мост понимания между ним и его дочерью Энн.
Книга очень "вечерняя", с очарованием, веящим от названий "Византия" и "Канны", она как будто бы окутана сумеречными красками с импрессионистскими оттенками окунающегося в море солнца.
"Раз уж начал вспоминать, то вспоминай до конца. Вспомнить все ошибки, просчёты, измены. Если уж предался мазохизму - наслаждайся им сполна. Слушай, что говорят призраки, вспоминай, какая была погода в другие времена..."
Очаровательные женские образы? Надо сообщить кое-кому))
Вот не понравился мне Гэтсби, поэтому с одной стороны очень настороженно смотрю на книгу, а с другой - такие описания атмосферные, что с каждой рецензией тянет читать всё сильней.
@Nyut, даже сразу понятно, кого ты имеешь в виду, но тут не угадаешь: вкусы-то на женские образы у всех разные)
@helenal, манера изложения совсем другая и акценты другие в произведении, для меня Вечер в Византии и богаче, и приятней. Но настаивать не хочу) Может ещё кто рецензию напишет скоро... И тогда легче будет определиться)
Уже хочу "вечернюю" книгу)) Всё-таки у тебя видны положительные впечатления.
На стыке фамилии писателя и ещё одного "Остатка дня" пришёл в голову "Весь этот джаз" (1979) Боба Фосси. Если не смотрела, это будет обмен Джессикой Лэнг в рулетках)
@liu, да, есть риск не попасть)
@cupy, вот на счёт этой "вечерней" книги я бы очень хотела услышать твоё мнение, к тому же есть аудио) Как я думала изначально, так и получилось, что окончательное мнение о прочитанном у меня сложилось во время написания рецензии. Да ещё очень хорошо, что поездка отодвинула во времени этот процесс и мозг через пару дней прочтения уже по-другому воспринимал книгу, она даже как-то ярче вырисовалась спустя это время, а не сразу после окончания книги. В результате и моменты скуки забылись и мыслей больше появилось, иногда полезно немного откладывать написание отчёта.
За рулетку прям лучи добра тебе шлю! И хотя я кино смотрела, но ни в коем случае не хочу рулетку менять, а невероятно сильно хочу пересмотреть. Потому что когда-то в годы студенчества в колледже, а это больше 10 лет назад, впечатлилась и вдохновилась этим кино. Вспомнила об этом только сейчас, и в планах не просто пересмотреть самой, а устроить наш домашний киноклуб)
@liu, аудиокниги я пока задвинула, но курс длинный, мало ли. А может, и так почитаю) У меня почему-то часто рецензия не формирует впечатление, а становится скопищем того, что не понравилось, а выговорившись, уже остаюсь с оставшейся приятной частью)) Поэтому получается так, что рец может оттолкнуть, хотя книга и понравилась.
У меня уже новая рулетка скоро паутиной покроется - вся подводка давно придумана)
Да, женские образы мне тоже очень понравились) Сейчас читаю "Богач. Бедняк". Тут Шоу очень похож на Моэма
@cupy, да ладно уж - паутиной, скорее созреет как хорошее вино) Последнее время всё чаще так получается, что рецензия вдохновляет на мысли и идеи, и книга приобретает новые интересные оттенки, а вот с негативом сложнее - вспомнить того же "Измаила", которого я из-за своих слишком бурных негативных эмоций просто напросто не смогла дочитать, упустила свой шанс написать разгромную рецензию на не самую простую книгу.
@andres, я уже во всю присматриваюсь к Шоу на будущее, и думала про "Богач.Бедняк" или "Люси Краун" .
@liu, Люси Краун мне безумно понравилась. 10 из 10.
Богач. Беняк сейчас читаю. Тоже засасывает.
@liu, Люси Краун просто прекрасна) Я с неё начала знакомство с Шоу. После вашей рецензии Ночь в Византии в хотелках)
@bedda, ну значит решено, что следующей будет Люси Краун, думается даже, что впечатлит большое Вечера в Византии)
@liu, Богач.Бедняк - отличный роман. Вроде бы это дилогия, есть еще и продолжение. Мой любимый формат - очень объемный )
@AprilDay, сколько тут знатоков и почитателей Ирвина Шоу!)))) Да, это дилогия, но слышала, что продолжение "Нищий.Вор" (если не ошибаюсь в названии) считается более слабым.
@liu, Соглашусь, но интересно, как у героев сложится жизнь. И если правильно помню, очень неожиданные повороты случались.
Я не знаток, пожалуй. Только этот роман и читала у него ) Люблю монументальные вещи ))
@AprilDay, поддерживаю любовь к монументальным вещам, причём не только в книгах)))