Рецензия на книгу Кабала святош от Anastasia375
При жизни Михаил Булгаков был известен прежде всего как драматург и театральный деятель во многом благодаря постановке «Дни Турбиных» по произведению «Белая гвардия». Однако, уже в 20-30 годы он много и активно обдумывал идею романа (это будет чуть позже) или хотя бы пьесу о дьяволе.
Действительно, «дьявольская тема» не покидала писателя в его работах, а в частности в переводах пьес Мольера. Могу предположить, что пьесы французского драматурга имели некоторый успех и актуальность в советское время, так как откровенно высмеивали аристократические сословия Франции начала 18 века, монархические замашки и деспотизм и даже, как бы «между строк», упрекали в лицемерии католических священников.
В своей пьесе «Кабала святош» Булгаков поддается мольеровскому влиянию, однако, выдерживает лишь стилистику, а не тему его драматургии. Его пьеса легко может считаться пробой и предшественницей «великого романа»; в ней автор выстраивает аналогичный художественный (или жизненный) треугольник: бесправный правдолюбец (писатель), земной правитель и, наконец, представитель внеземного дьявольского или божественного начала. Более того, даже мало осведомлённый читатель легко проведет параллели между самой «кабалой святош» - осведомительным королевским органом и уже существующими в то время в стране Советов вездесущими службами гос безопасности. Более чем автобиографичную пьесу поэта романтика, угнетенного жесткой и беспощадной железной рукой тирании, то усердно репетировали, то отстраняли вместе с ее автором, который все же увидел свое произведение на сцене сполна оцененное по заслугам его современниками.