Рецензия на книгу iPhuck 10 от meligan

"Есть писатели, которые всю жизнь пишут одну книгу. И есть писатели, которую всю жизнь не пишут ни одной " (с)
О новом романе Виктора Пелевина я узнал практически случайно- из интервью одного книжного издателя. Такое случается. когда выпадаешь из информационного поля. Но, только завидев новость о том, что роман уже вышел, тут же углубился в чтение.
Пожалуй, Пелевин - это один из немногих авторов, который за всё время чтения его романов не разочаровал ни разу.
В новом романе автор берется за рассуждение о таком новомодном феномене. как нейронные сети и искуственный интеллект. А именно за тот аспект спора вокруг этих технологий, который пугает многих людей далеких от IT индустрии - "Искуственный интеллект заменит нам органы на искуственные, залезет к нам в мозги и нажмет DELETE" (цитата одного из главных мудрецов современной России приведена неточная).
Уже не в первый раз Пелевин ставит вопрос о взаимоотношениях творца и творения. А именно, будет ли творение безгранично благодарно творцу за собственное существование или попытается от всей души создателю отомстить? Вопрос этот довольно сложный и замешан, как мне кажется, всё-таки на исконной спесивости homo sapiens, которым кажется, что интеллект искуственный должен быть подобием или точной копией интеллекта человеческого. Ответ на этот вопрос каждый найдет для себя и, как мне кажется, ответы эти будут в райно степени удалены от истины.
С технической точки зрения представление автора о нейронных сетях и самообучающихся алгоритмах выглядят довольно наивно, но правдоподобно. Полицеский писательский алгоритм не "пишет" книги, а компилирует их (как и все остальные свои аспекты) из уже имеющейся базы знаний. При этом достаточно точно освещено отсутствие у нейронной сети т.н. "плавающей точки энтропии", проще говоря- спонтанности, присущей пока что только человеку.
И тут перед читателем встает еще один вопрос- а что есть "творение нового"? Ведь то, что мы видим и в литературе, и в музыке и в других областях искусства- это, по большей части, просто очень удачная компиляция уже созданных техник и смыслов.
Всё это перемежается отличной, на мой вкус, едкой сатирой и высмеиванием общества в целом и того его пласта, который принято называть "культурной прослойкой".
Для любителей поиска ГЛУБИННЫХ СМЫСЛОВ в книгу с горкой завезены свойственные Пелевину полуэзотерические витеиватые философствования, за которыми (и это еще одна отличная шутка), при вримательном разборе, ничего нет. Причем, сам же Пелевин в этом романе "раскрывает прием", давая ему определение:
Лингводудос - создание и использование языковых конструктов, не отражающих ничего, кроме комбинаторных возможностей языка, с целью парализации чужого сознания. По сути это лингвистическая ddos-атака, пытающаяся «подвесить» человеческий ум, заставляя его непрерывно сканировать и анализировать малопонятные комбинации слов с огромным числом возможных смутных полусмыслов.
Вот этим то лингводудосом роман забит по самые помидоры. Но, как и случае с прослушиванием какой-нибудь хорошей российской рок-группы ("ДДТ" или "Аквариум", к примеру) - при всей лингвистической сложности роман оставляет после себя приятное "послевкусие".
По итогу: Читать ой. Но да.
Самые сливки в рецензии и при без спойлеров! Как прочёл "лингводудос" - сразу отдельные главы захотелось заново освоить)
Как считаете, получит ли у Пелевина дальнейшее развитие тема искусственного интеллекта?
@matlaber, я думаю, что Пелевин непредсказуем, как курс биткоина. Тем и интересен :-)
Может быть, будет что-то ещё в этом мире, как было с Generation П, а может и нет...
В конце концов Виктор Олегович - товарищ очень хорошо чувствующий, откуда и куда дует ветер, и хорошо это дуновение воплощающий в своих книгах.
Будем посмотреть :-)