Рецензия на книгу Записки на табличках Апронении Авиции от Curiosity-san

"Женщина, вытирающая лужицы разлитого времени."
Утро. Солнце поднимается над вечным городом. Рим просыпается.
Апронения Авиция планирует ближайшие дела и тщательно записывает их. Список всегда разнится. Она планирует покупки, развлечения и все остальное, распределяет задания для слуг, подсчитывает деньги и необходимые затраты. Делает это Апронения скрупулезно и дотошно. Здесь сказывается и привычка за всем приглядывать, и необходимость знать, сколько денег осталось. Сказочных богатств у Апронении нет.
"Мул.
Пестрые нумидийские куры.
Фазаны из Колхиды.
Мальва от запора.
Два петушиных боя нынче вечером.
В рощи Помпея.
Кутеж у Марцеллы."
Женщина, привыкшая держать в руках все хозяйство, не любит ничего забывать. А потому есть и пометки "не забыть". И эти короткие записи рисуют перед нами даму, привыкшую заботиться о своем доме и о себе. Она любит хорошие вина, она любит хорошую еду, она любит ухаживать за собой.
"Откормленные сурки.
Старые подметки, сгнившие в грязи.
Отполировать ногти на пальцах ног.
Сухое вино из Ватикана хуже, чем вино из Сполете."
У Апронении есть друзья. Они часто собираются вместе и в ходе этих встреч Апронения не забывает заносить на свои таблички особенно удачные фразы или моменты. Ей нравится проводить с ними время. Собираясь вместе они не всегда предаются философским рассуждениям. За их столом звучат и сплетни, и шутки, и воспоминания... нет места здесь только политике. Или же Апронения не считает нужным запоминать ничего касающегося политической темы, потому что в ее "записках" нет ни слова об этом. Даже намека нет. И это очень странно, ведь Апронения знатная дама, она аристократка. Так как же она может полностью игнорировать то, что происходит вокруг нее? Сам Киньяр говорит, что она "не снисходила" до политики и это очень вписывается в тот образ, который складывается в голове по мере прочтения.
"Плекуза говорит о своем муже, что у него настолько же волосатый зад, насколько безволосая душа."
А еще в жизни Апронении есть любовь. И это самое важное. Она много пишет об этом, и мне показалось, что даже сам характер записей в эти моменты меняется. Неприступная аристократка как будто смягчается. Она сохраняет в "записках" свои частые беседы с ним, свои мысли о нем. И здесь опять во всей красе проявляется умение Аронении выделять из повседневных разговоров и событий то, что следует сохранить на память. Любовь эта взаимна, но все равно с привкусом печали. А еще она настоящая, пронесенная через года и... невысказанная. Они почти не говорят о ней прямо, сохраняя некоторую видимость дистанции. Временами Апронения казалась мне такой несчастной... даже потерянной. Но уже в следующую секунду она вновь представала сильной и очень умной женщиной. И действительно, в ее записках встречаются не только ежедневные заботы, хватает там и всевозможных размышлений о мире, о времени, о мужчинах и женщинах, о старости, о счастье...
"У тебя в сердце пепел и зола прошлого, — говорит он мне. — То, что мы пережили, никогда не сгорает дотла. И эта малая толика пепла препятствует дыханию."
Отдельного упоминания заслуживают списки, которые она составляла. "Вещи, редко встречающиеся", "Вещи, внушающие стыд", "Вещи и существа, которым ничего не страшно" и тд. Они оказались очень неожиданными во многом, но опять-таки прекрасно вписались в атмосферу Древнего Рима.
"Единственные вещи из прошлого, достойные воспоминаний, — это ночи, когда сияет полная луна, да сухая земля, не боящаяся ничьих следов."
Паскаль Киньяр создал потрясающую стилизацию. Апронения Авиция думает, действует и говорит так, как будто и правда жила в Древнем Риме. Удивительное ощущение полного проникновения в древнюю культуру. Единственное сожаление лишь о том, что "Записки" так быстро закончились. После этой книги я готова признать Киньяра мастером. Не потому что он придумал особенный сюжет (не придумал ведь) и не за какую-то чрезвычайную глубину книги (которой тоже нет в принципе), но за умение нарисовать эпоху и человека так, что они оживают перед глазами читателя. Ее "записки" занимают ровно столько места, сколько нужно. Никаких излишних описаний и объяснений, ничего, что не имело бы непосредственной значимости для нее. И из-за этого получается очень интересная смесь. Размышления о смысле жизни чередуются с глупыми шутками и заметками о том, что необходимо купить вино или заглянуть в парк.