Рецензия на книгу Мадам Бовари от Curiosity-san

"Эмма ничем не отличалась от других любовниц. Прелесть новизны постепенно спадала, точно одежда, обнажая вечное однообразие страсти, у которой всегда одни и те же формы и один и тот же язык."
Энциклопедия неудачной семейной жизни.
Одна моя подруга, увидев, что я читаю "госпожу бовари", сказала мне, что Эмму ей по-человечески жалко. Мало того, что я не очень понимаю значение этого "по-человечески", так мне эту избалованную эгоистичную дурочку нисколько не жаль. Может я не человек? Ну как можно жалеть того, кто по собственной глупости испортил себе жизнь? И можно сколько угодно рассуждать о тяжелой женской доле, о невозможности выбрать мужа, о невозможности не выбирать мужа и жить в свое удовольствие... это все понятно. Но с самого первого дня Эмма делала все, чтобы отравить себе жизнь. Все эту пустые нелепые мечты о какой-то другой веселой и счастливой жизни. И в чем было счастье по ее мнению? В постоянных развлечениях, балах, танцах, красивых платьях и хорошо обставленных гостиных. Смешно, честное слово. Девочке хотелось красивой жизни, хотелось нежиться на дорогих простынях, носить много драгоценностей, хотелось сверкать и блистать на вечерах, хотелось, чтобы все ею восхищались... вот только ничего у девочки для этого не было. Ни ума, ни умения себя вести, ни соответствующей внешности. Хорошо удавалось Эмме только одно - это мечты. Вот мечтать она могла долго и со вкусом. И такая яркая жизнь рисовалась ей в этих мечтах, ну просто удивительно.
А в том, что касалось мужчин она была крайне неразборчива. Зачем-то выскочила замуж за деревенского доктора, хотя было понятно, что с ним ей не светит той самой яркой жизни. Но Эмма умудрилась убедить себя, что это любовь на всю жизнь. Правда убеждения этого хватило ровно до 1 дня семейной жизни. Тут на нее снизошло озарение, что никаких балов не будет, а муж ее скучный, ничем не примечательный и ограниченный человек. Для Эммы это оказалось самым страшным ударом, ведь такая уникальная личность как она заслуживает кого-то особенного. Рядом с ней должен был быть этакий сборный образ всех женских романов... сильный, верный, смелый, красивый, умный и всегда на коне, потому как готов сбегать с дамой, спасать даму, восхищаться дамой и тд.
Вдобавок к неудачному браку Эмма завела себе сначала одного любовника (он ее использовал, а потом бросил), затем второго (все происходило по той же схеме). В тот же момент она наделала кучу долгов, заложила все что можно, подставила мужа по полной программе и, обнаружив, что расплатиться с долгами не может, отравилась. Ну красота... Просто образец того, как не надо себя вести. В какой-то момент мне даже показалось, что она и правда хочет любить и быть любимой, но уже в следующую секунду все опять вертелось вокруг дорогих развлечений и всевозможных изысков.
И все ее отношения с любовниками строятся по одному сценарию. Она убеждает себя, что безумно влюблена, а потом начинает убеждать в этом своего партнера. И буквально душит его своими чувствами, попутно требуя от него такой же одержимости. Затем перегорает сама, но не желает в этом признаваться и оттого удваивает усилия, вздыхания под луной, таинственный фразочки, слезы, разжигание в себе страсти и прочие сопутствующие романам штуки. Как мужчины это выдерживали для меня загадка.
А поблизости бродит несчастный Шарль (муж), убежденный, что он счастливый семьянин и что лучше его жены просто нет никого. Непонятно мне и то, почему Эмма так наплевательски относилась к его обожанию. Неужели все дело в том, что он был недостаточно хорош для нее?
Но, если оставить Эмму в покое со всеми ее "ах, я заслуживаю лучшей жизни", то книга великолепна, а Флобер самый настоящий мастер слова. И да, женская участь в то время и правда была незавидной.