Рецензия на книгу Бесчестье от Deadman

На первых страницах эта книга притворяется рассказом об амурных похождениях немолодого профессора, сопровождающийся нотацией о том, что в качестве партнеров не стоит выбирать того, кто моложе тебя более чем в два раза. Но быстро закончив с моралью и зачитав профессору его приговор, а также позволив ответственным за это привести его в исполнение, автор резко меняет тему излагаемого материала. Вопрос «кому с кем спать не следует» отходит на второй план, уступив место взаимоотношениям черных и белых людей в ЮАР.
Когда-то давно белый человек пришел на черный континент со своим уставом да и монастырь в виде современного и привычного ему устройства общества с собой прихватил. А черный человек стал ресурсом, обеспечивающим удовлетворение первичных потребностей обитателям монастыря. Но век двадцатый принес возможности реванша, обнажив слабости белых людей высокой культуры и цивилизованных взаимоотношений.
Людям разного цвета кожи нужны разные вещи: для белой кожи требуются город и закон, а черной – такая же черная земля, с которой их согнал когда-то европеец. Потихоньку, шаг за шагом черный человек забирает у белого то, что было собственностью последнего долгие годы и что нужно первому. И таким образом выдавливает его с места обитания, заставляя переезжать в другое место, куда пока не добрался терпеливый черный парень, имеющий целью закрепиться на земле со своей семьёй, а потом расширять: и площадь земли, находящейся в собственности, и численность семьи, даже за счет белых.
В стране, где есть на дороге места опасные для стоянки, белый человек должен сделать шаг назад в своей социальной эволюции и от западной жизни с ее ценностью индивидуальности вернуться к жизни вместе с кем-либо просто потому, что так безопаснее. Жизни на земле, потому что так надежнее, ибо она прокормит даже тогда, когда ты больше не можешь заниматься своей профессией в цивилизованном мире.
Эта история порождает множество вопросов, включая вопросы относительно того выживают ли цветные белых или же последние позволяют им это сделать. Черный защищает другого черного, потому что тот «из его народа», и тяжесть преступления значения не имеет. Особенно в том случае, когда оно совершено против белого. А в это время белый человек, привыкший за столетия к жизни в неге, доступной победителям, и ослабивший хватку завоевателя, изобретает новые преступления, за которые будет карать членов своего общества. Преступления, которые вряд ли считались таковыми во времена завоеваний.
Но времена изменились, и теперь победитель сам копает себе могилу да еще и способен наказать тех, кто попытается отнять у него лопату. Так и получается, что поражение – не окончательно, а победа – не навсегда. И каждый может решить самостоятельно, что есть бесчестье для человека: уступить превосходящему тебя в силе противнику и пытаться потом отыграться или же, победив, устроиться праздно жить, с каждым годом все больше забывая, как привилегированное положение победителя было завоевано.
#БК_2017
(18. Книга автора, которого вы до этого не читали.)