Рецензия на книгу Нужные вещи от AprilDay

Книга огромная, читалась долго, эмоций от прочтения много. Понравилась идея - чем-то похоже на один из любимых в юности фильмов "Адвокат дьявола". Половину книги было интересно читать - просто не оторваться. Вторая половина - очень скучно, да еще финал подкачал. Зрелищно, но непонятно, как это сработало. От автора, который детально объяснил, кто за что на кого рассердился, как отомстил и какое место кто занимал в адской городской резне - непростительное умолчание. Я, может, полкниги только и ждала, чтобы понять, как справиться с мистером Гонтом.
Книга толстая, около девятисот страниц. Из них половину точно, если не больше, занимает описание "шалостей", которые творили покупатели безделушек, и одолевающие их при этом мысли. Постоянно упоминается, что это лишь невинные шутки, но это очень отдаленный эвфемизм. Читать про них неприятно, мрачно, депрессивно. Я проскакивала эти ссоры и свары по диагонали, потому что, чего не отнять, атмосферу они создают мощную. И вроде нельзя сказать, что все это лишнее и можно ополовинить объем без ущерба для смысла, но читать - отвратительно, гадко.
Ляпы, как я понимаю, тоже были. Например, Нетти купила абажур из цветного стекла. И Полли он тоже понравился, она даже приняла его за изделие от Тиффани. Но все остальные вещи казались идеальными только самим владельцам, а остальным - мусором и хламом. Сама Полли получила амулет - и он действительно работал. Он не давал иллюзию безболезненности, как очки и фотография давали иллюзию присутствия Элвиса Пресли, а действительно обезболивал.
Из двух составляющих - реальной и мистической - реальная мне показалась ближе, понятнее, поучительнее. Вспомнилось, как часто случалось, что вещь, казавшаяся в магазине идеальной, после покупки оказывается ненужной, или неподходящей, или дорогой не по средствам, как будто в магазине мы все находимся под потребительским гипнозом. Магия скидок, акций, распродаж, которые оказываются откровенной ложью маркетологов, наглая навязчивая реклама совершенно идиотских товаров (кто видел рекламу детской игрушки "Торт в лицо"?) - общество потребления в действии ужасно. При этом в книге очень хорошо показано, что дьявол сидит внутри нас.
Мистическая составляющая оказалась слабовата и плохо продумана, на мой взгляд. Было ощущение, что книга задумывалась как сатира на маленькие городки со своими секретами, лишь для поддержания репутации "короля ужасов" пришлось добавить "мессира Воланда". Мистер Гонт разочаровал - всю дорогу был такой интеллигентный, утонченный, сыпал афоризмами и оригинальными двусмысленностями, а в конце обернулся пшиком.
Из всех героев самыми симпатичными объявляю Алана и Полли. Любовь, доверие, верность спасут мир. Жалко Касл Рок. Стивен Кинг распинает маленькие городишки, а мне вот хочется в последнее время куда-нибудь, где поменьше народу, но такие места исчезают с карты мира. В наше время надо писать сатиры на многоквартирные многоэтажки, где мистер Гонт мог бы быть старшим по подъезду. Да ему и делать-то ничего не придется, только наблюдать...