Рецензия на книгу Заххок от liu

"Заххок" Медведева по праву считается одной из главных российских книг ушедшего года. У меня же ещё он очень логично и удачно скрепился цепью ассоциаций с "Сердцем Пармы" Иванова, только у Медведева всё гораздо ближе, хотя бы во времени, воспринимается реалистичнее и поэтому страшнее. Это Таджикистан 90-х годов. А место и время уже знак - чтение совсем не из простых. Даже без подробностей понятно: то, что творилось в бывших советских среднеазиатских республиках в то время - мрак.
Роман динамичный, панорамный, неизменно захватывающий и больно цепляющий. Приписка к названию: история про Таджикистан, рассказанная на семь голосов. Это целая кантата или месса, пробирающая до мурашек. Музыкальность же здесь очень дионисийская, по Ницше, дикая и необузданная. А также очень мужская, среди шести голосов мужчин - Андрей, Джоруб, Даврон, Олег, Карим Тыква, Эшон Ваххоб, прорывается только один женский - Зарина. Может из-за этого одиночества женского голоса, он и звучит ещё пронзительней, звонче, и в какой-то мере получается вездесущее и обволакивающее сопрано.
Несмотря на то, что события книги лишь отчасти опираются на реальные и большая часть персонажей выдумана, книга невероятно познавательна в культурологическом, историческом и политико-социальном плане. Хороша она будет и для тех, кому просто хочется динамики и чувств. Название "Заххок" отсылает к иранскому эпосу, к "Книге царей" - "Шах-наме", где Заххок - концентрированно плохой правитель, жестокий и долго правящий царь, из плеч которого росли 2 ядовитые змеи. Этот яркий и художественный образ демонической тенью возвышается над всем повествованием, оплетает каждого персонажа и норовит отравить или задушить. Зухуршо - книжный "Заххок", местечковый командир, захвативший власть и терроризирующий округу, злобный, трусливый, глупый, закомплексованный, жадный. Персонаж сосредоточил всё, что должно быть мерзким в глазах здорового общества, это вредоносный вирус для организма. Здоровый организм достаточно быстро справляется с подобной заразой и в скорые сроки избавляется от опасности. Но о каком здоровье можно говорить в случае еле оправляющегося от предыдущих потрясений Таджикистана. Ослабленный народ как будто бы с радостью принимает в свои объятия болезнь, лелеет её и, страдая, отдаёт все жизненные соки и подыгрывает злу, которое его уничтожает и сеет зло ещё большее.
Читатель вместе с героями оказывается в особой точке, где сталкиваются даже не два, а пожалуй четыре мира. Первый: мусульмано-таджикский патриархальный, бедный, но самобытный, очень строгий, суровый, где высшая ценность - это не человеческая жизнь и не жизнь вообще, а древний закон и традиции. Второй: ушедший советский, но оставивший свой след и частично своё влияние на восприятие. Новые институты власти, какими бы они ни были, вырастают на останках советской административной системы, неизбежно предопределяя их мутирующий вид. Третий: паразитирующий, когда все те, кто ещё вчера занимал низшие ступени общества или был середнячком на посылках, внезапно получили возможность реализовать свои тайные амбиции и стать абсолютными властителями множественных мирков, пропуская через свою извращённую фантазию всех тех, кто в эти мирки случайно попал. Четвёртый: возможный мир будущего, молодой мир противоречия и бунта, возникший вопреки старому патриархальному укладу, когда слепое уважение к старшим начинает подвергаться эрозии и постепенно разрушаться. К сожалению, этот мир, возникший вопреки, не имеет собственного цельного видения и скорее всего обречён на поглощение одним из предыдущих или превращение в мутанта.
Разнообразие персонажей радует само по себе, но особенное удовольствие добавляет то, что каждый герой разговаривает своим собственным языком, поёт свою особенную песню с индивидуальными интонациями, динамикой, тембром, ритмом и темпом.
1) Андрей - брат Зарины, задиристый подросток с невыплеснутой энергией и нерешёнными вопросами с умершим отцом выкрикивает свои мотивы ломающимся голосом. Русская и таджикская кровь одарила его ещё и вопросом о самоидентификации, а потеря бедового отца комплексами и горящей жаждой защитить мать и сестру, чему постоянно мешают обстоятельства и непонятная культура.
2) Джоруб, или как его прозвала Зарина - дядя Веник, негромким, но устойчивым тенорочком запевает умеренную мелодию, в нём живёт чувство справедливости и желание просто и спокойно жить, помогать близким, семье и нести добро в этот мир, но ему не хватает сил для бунта и остаётся только клониться под тяжестью наступающего зла.
3) Даврон - баритоном чеканит маршеобразные песни с перерывами на лирико-психологические отступления. Один из самых спорных персонажей, чьи принципы и комплексы то вызывают сочувствие и понимание, то раздражают. Совершенно прекрасна и загадочна в своей иллюзорности его теория о смертях вокруг него. Его внутренняя борьба, пожалуй, так и остаётся нерешённой, а то, что поначалу казалось справедливостью и твёрдыми убеждениями, оказывается твердолобой исполнительностью.
4) Олег - один из самых приятных персонажей, с наименьшим количеством комплексов и прочих сложностей. Начитанный репортёр с благими намерениями, ведущими в ад. Его мелодия совершенно русская и современная, он возможно даже и не поёт, а включает модную музыку в записи, либо зачитывает речитатив. Он отстранённый наблюдатель, который нарушает правило журналиста наблюдать и не вмешиваться, а потому платит свою дань.
5) Карим Тыква - наивный и крайне чистосердечный и открытый юнец, поющий не иначе как контратенором, самым высоким мужским голосом. Начинающий с потешных, юмористических сценок он эволюционирует и, приближаясь к финалу, исполняет уже героические арии. Пожалуй, самый очаровывающий герой.
6) Эшон Ваххоб - религиозный глава общины, который по сути должен сосредотачивать в себе истинную древнюю мудрость. И тут конечно звучит бас, эхом резонирующий в обособленной пещере. Персонаж, следующий после Даврона по внутренним противоречиям. Судьба сыграла с ним хитрую шутку, оборвав его научно-академический путь и навязав ему роль эшона.
7) Зарина - юная сестра Андрея, настоящее драматическое сопрано. Цветущая и красивая, она ещё и ярко выделяется своими золотыми волосами и непокорным характером, который она пытается укротить и пригладить под местные традиции. Привлекает и её живой и острый ум и смесь подростковой наивности и горячности с порой мудрым ходом мыслей. Из-за неё особо часто замирало сердце. Она единственный обособленный женский голос в романе, но, конечно, не единственная женщина в книге. В ней сосредоточилась вся драма и пик трагедии положения женщины в сурово-патриархальном обществе.
Роман заканчивается, но аккордом не разрешённым, такая незавершённость и идеальна, и томительна. Но жизнь продолжается и мы уже в мире, на 25 лет старше книжного. История идёт дальше и повторяет старые ошибки, делает новые, старается что-то исправить. Здоровые общества ведут борьбу с вирусами, больные - принимают его правила игры. Продолжается вечное противостояние молодого и старого мира, где-то дорога молодым уступается легче, а где-то старый мир цепляется своими скрюченными ручонками и не хочет видеть и смиряться с тем, что скоро ему всё равно придётся умереть в предсмертных судорогах.
#БК_2018 (1.Книга, которая есть в вашей домашней библиотеке)
Книга появилась в домашней библиотеке, благодаря @andres, Андрей, спасибо, книга стала особенным подарком ещё и потому, что это получилось семейное чтение и книга прочитана полностью вслух на пару с мужем. А изначальный скепсис, который у меня возникает всегда к незнакомым авторам и названиям, вырос в настоящий восторг, множество рассуждений и ворох не самых радужных, но нужных мыслей.
Лучшая благодарность за мой подарок - эта крутая рецензия. Спасибо. И я рад, что книга вдохновила тебя написать ее. Очень развернуто.
Я как раз планирую скоро до "Сердце Пармы" дойти
Сильно, но страшно, судя по рецензии
@Nyut, тут кстати страх немного другой, чем в "Сердце Пармы", если книга тебе на ум пришла после упоминаний, я помню, что она тебя отпугнула. Я, конечно, советую книгу, а там уж как настроение будет.
@andres, при всей развёрнутости, к которой стремилась, многое не упомянула, но рецензия не резиновая. Я, например, ничего не знала о Фирдоуси, а у Вани был крутой учитель истории, который какое-то время прожил в Таджикистане, будучи поволжским немцем, и цитировал Фирдоуси на уроках, а в книге к нему много отсылок, помимо названия. Ещё я не упомянула о занятной таджикской эротике, которая раскрыта вроде и вскользь, но запоминается - это целая масса подавленной сексуальной энергии, а если приглядываться по-фрейдистски, то вообще многое в книге на этой теме замешано.
Как заманчиво, но страшно читать. Мало времени еще прошло, что ли... Крутая рецензия!
@AprilDay, ага, и снова симфоничненько так... :-)
@readman, @liu взмахнула дирижерской палочкой и все запланировали прочтение )
@liu, надеюсь, настроение придёт))
@AprilDay, спасибо, и с дирижерской палочкой прям польстила) Но хорошо, что заманчиво и страшно. Мне бы вообще очень хотелось больше рецензий на книгу, интересно. А у тебя сейчас всё равно писательский есть, уже позже доберешься)
@Nyut, придёт-придёт) Я там мельком видела у тебя Погребенного великана, и, кажется, на него ты тоже настроение не очень поймала..
как точно подметила @AprilDay с дирижерской палочкой) Шикарная рецензия, книгу утаскиваю. А кто из героев тебе лично больше приглянулся?
@MYRRRuna, сложный вопрос, так как волнуешься за всех, но пожалуй, Олег, хотя тут скорее более ровное хорошее отношение, а кто-то из героев особенно нравился в некоторых моментах, отношение постоянно эволюционировало, менялось.
@liu, глубокая книга, если автор сумел читателя заставить ТАК сопереживать... а описание Олега в рецензии хоть и притягательное, но вызывающее ком в горле...
@MYRRRuna, там чуть ли не каждая история с комом в горле, но наверное зависит и от настроя во время чтения. Я долго от книги отходила.
@liu, значит - обязательно почитаю, когда настрой придет.