Рецензия на книгу Пражское кладбище от lin_kis

Представьте, что вы читаете приключенческий роман в духе Александра Дюма, по сюжету главный герой переживает многие горести от сговора нескольких негодяев, среди которых, к примеру, нечистый на руку нотариус Симонини, ну или зловещий аббат Пиколло. А теперь представьте, что читаете роман, где этот самый Симонини и есть главный герой, что он не только нашего прекрасного юношу из книги Дюма подставил, но много ещё чего в своей длинной жизни накуролесил. Дюма просто об этом не знал, да и не до Симонини ему было, у него там юноша пропадал, а вот Эко взял такого эпизодического злодея и вывел на передний план, да и самого Дюма захватил в свой роман в качестве эпизодического персонажа, ну разве не весело?
Мизантроп - это самая емкая характеристика нашего героя, точнее антигероя, он ненавидит и презирает всех: женщин, иезуитов, масонов, карбонариев и социалистов всех мастей, для каждой нации у него найдется нелестное словцо, но больше всего досаждают своим существованием евреи. Сам он, конечно, личность со всех сторон положительная и примечательная - аферист, фальсификатор, провокатор, доносчик и убийца. Все похождения этого “замечательного” малого Умберто Эко представил нам в форме личного дневника героя, чтобы мы в полной мере насладились размышлениями и воспоминаниями “достойного” человека.
Автор со знанием дела описал резонансные истории второй половины XIX, населил роман огромным количеством реально существовавших людей и дал свое объяснение многим событиям, которые до сих пор порождают споры, заслав своего казачка Симонини в реальность того времени. Например, именно его герой сочинил печально известные “Протоколы сионских мудрецов” и поучаствовал в деле Дрейфуса.
Конечно, “Пражское кладбище” не самое быстрочитаемое произведение, Эко потрясающий стилист и затейник, текст не удастся “проглотить” за пару вечеров, придется покопаться в интернете, но и тут не всю иронию можно уловить, я, например, совершенно случайно узнала в устах Симонини фразу Сталина, произнесенную гораздо позже описываемых событий, а сколько всего не узнала, даже думать не хочу. Кроме того, автор неоднократно между делом включает в текст указание на литературные приемы, которые использует при создании романа. Без всей этой игры в шарады тоже можно книгу прочитать, но, боюсь, слишком много саркастичного будет утеряно.
По большому счету, роман можно было бы посчитать забавной авантюрной историей с моралью: циничное и безнравственное меньшинство дурит голову не слишком умному большинству, если бы один посредственный художник с фамилией Гитлер не решил осуществить “окончательное решение еврейского вопроса”. А так, получилось грустно, даже страшно.
PS Я прочитала две книги Эко и две книги Брауна, мое мнение, ничем они не похожи, слишком разные “весовые категории”, разве что масоны и иллюминаты упоминаются и у того и у другого. Ничего против Брауна не имею, в своё время с удовольствием прочитала его “Ангелы и демоны”, но он повторяется, и этим конкретно отбил желание знакомиться с его произведениями дальше.
#Пис1_2курс ЭкоVSБраун
Круто.
Очень шикарный сюжет и до мерзости притягательный персонаж)
Очень интересно, спасибо. Значит, на Розе и Маятнике останавливаться не буду, надо Эко еще читать.))