Рецензия на книгу Миф о Сизифе от liu

Есть ли другая жизнь во Вселенной? Что происходит в чёрных дырах? А в человеческом мозге?... Вопросы совершенно никчёмные, если прислушиваться к Камю. Для него существует только один важный вопрос: "Стоит или не стоит жизнь труда быть прожитой?" И тут казалось бы всё просто, всего два возможных ответа - да или нет. Нет - и тогда выбор падает на самоубийство, да - и тогда жизнь проживается до конца. Но и тут возникает противоречие, вдруг оказывается, что среди кончающих самоубийством много тех, кто убеждён в том, что жизнь имеет смысл и значит стоит труда быть прожитой, а среди тех, кто терпеливо и упорно живёт, немало не видящих смысла жить.
Миф о Сизифе - концентрированный абсурдизм. Кто-то говорит, что абсурдизм - это чистый экзистенциализм, без примесей. Не совсем согласна. Абсурдизм у Камю мне кажется более вдохновляющим, чем весь остальной экзистенциализм. Абсурдизм начал формироваться до Камю - у Кьеркегора, у Шестова, которых автор многократно упоминает в эссе, сосредотачивается он и на Достоевском. Но именно это эссе оказалось апофеозом абсурдизма, и мне не приходит в голову ничего, что было написано после в таком же полном и ярком исполнении.
Неудивительно, что кульминация абсурдизма случилась в 20 веке, когда в хаосе мировых войн мир трещал по швам и рушился, когда человеческая жизнь оказалось обесцененной, когда души многих людей опустошались и полнились страхом, одиночеством и непониманием: как же такое могло случиться? Война сама по себе - это абсурд.
Из чего растёт абсурд? Из бесконечной противоречивости жизни. Человек тоскует по единству, но неизменно одинок. Жаждет совершенства, но оно недостижимо. Хочет ясности, понимания, но жизнь оказывается непостижимой. Рациональность наполнена иррациональностью. Стоит только-только выстроить понятную картину мира, как всё это оказывается иллюзией, и она рушится. Хочется протянуть руку дружбы окружающему миру, но он враждебен, Вселенная - холодна и безразлична. Красота - бесчеловечна, сами люди зачастую бесчеловечны, а зло - один из двигателей этого мира. Наш собственный разум обманывает нас. И вот чувство абсурда обрушивается на нас внезапно посреди повседневных дел. Абсурд - это разлад и мир ускользает от нас.
Жить совсем нелегко при таком положении. И у Камю есть три основных дорожки. Первая - то самое самоубийство, о котором он заявляет с самого начала. Человек познаёт абсурд в полной мере, находит жизнь бессмысленной и, не желая тратить вермя и силы на эту трудную бессмыслицу, совершает физический выход из абсурда. Другие две дорожки вырастают из привязанности человека к жизни, ведь всё-таки привычка жить складывается у нас раньше привычки мыслить. Вторая - отказ от осознания абсурда, по сути признание того, что ты не в силах вынести всю полноту этого понимания и лучше всего вернуться в уютные объятия иллюзий, где всё ещё существует смысл жизни. Здесь говорится о "прыжке веры", когда человек перепрыгивает через абсурдные идеи и погружается в приятность веры в высшие цели. Третий же путь - это бунт, тот, что Камю проповедовал во всём своём творчестве. Бунт здесь, конечно, не подразумевает физическое, но только духовное противостояние. Будучи гуманистом и пацифистом, автор был против любого насилия. И идея "Всё позволено!" для него трагична и несвободна. Где-то посреди этого пути упоминается и "философское самоубийство" - когда человек как будто бы отказывается от своей индивидуальности и продолжает жить, наблюдая за собой со стороны.
"Бунт есть убеждённость в давящем гнете судьбы за вычетом смирения, которое должно было бы этой убеждённости сопутствовать". То есть полностью осознавая абсурдность, бессмысленность жизни, отчуждённость и одиночество, безразличие мира, продолжать свой ежедневный труд с улыбкой на лице. "Надо представлять себе Сизифа счастливым" - завершающая и жизнеутверждающая фраза. Сизиф был наказан богами за его дерзость, бунт и жизнелюбие. Но никаких богов у человека по Камю нет, он сам себе бог, он сам несёт за всё ответственность, так почему бы не принять это без надежды на успех, но с улыбкой на лице и воодушевлением.
#БК_2018 (5. Любимая книга вашего любимого ридлянина)
@andres, у тебя очень хорошая рекомендация в рецензии, что перед прочтением желательно ознакомиться с другими произведениями Камю вроде "Чумы" и "Постороннего". Вспоминая своё первое прочтение "Мифа о Сизифе" на уроках философии, теперь понимаю, что тогда мало чего поняла. Теперь же, когда за плечами и Чума, и Посторонний, всё доходило гораздо яснее.