Рецензия на книгу Двухсотлетний человек от neveroff

Кто не знает (и если кому интересно собственно), сообщаю: я не люблю классическую фантастику. Ту в которой сели в космолет и фью - полетели описывать звездное будущее. Не люблю и научные изыскания про инопланетян, космос и прочие аналогичные термины. А вот когда фантастика как у Кинга в Под Куполом - это да, это мое. Кто читал, то знает сколько там фантастики в процентном соотношении. По секрету - меньше процента. Я бы сказал: ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше процента.
И данную книгу Азимова я готов отнести к "нормальной" части этого жанра (в моем понимании, а не в общепринятом). Потому что хотя здесь и будущее, и новейшие технологии, а главный герой вообще робот, все равно - во главу угла ставится совсем-совсем другое. Жизнь как она есть.
В одну семью поступает рободворецкий (робот-домработник). Такой себе кухонный комбайн в купе с пылесосом, только антропоморфный. Однако у робота, которого семейство назвало Эндрю, какой-то заскок в микросхемах: он обладает не только функцией подчиняться, но и способностью к творческому мышлению. Создает мебель, всякие домашние штучки - и главное: по собственному дизайну. Ого. Кстати, это единственный экземпляр такой вышел с фабрики, остальные роботы "нормальные" - чисто приборы.
Дальше больше - робот развивается, учится, старается подражать человеку, а потом и хочет сам стать человеком (прям как Электроник).
С литературной точки зрения никакого открытия Айзек Азимов не сделал. Никаких особых приемчиков, глубокого психологизма и прочего тут нет. Но кое-что меня действительно заинтересовало:
1. Путь робота Эндрю - это путь всех, кто в какой-то период времени был в зависимости от кого-то. Американское рабство, индийское подчинение англичанам, русское крепостное право - с политической стороны. Неравенство полов (когда женщина не могла учиться, не могла высказать мнение, не могла голосовать), неравенство возрастов (когда дети с еще даже недвузначной цифрой в возрасте трудились наравне со взрослыми, а получали в разы меньше) - с социальной стороны. Классовое, материальное, духовное, должностное неравенство... Список можно продолжать и продолжать.
Здесь наивный, но пример того, как даже в одиночку можно доказать, что ты достоин, если рядом будет хотя бы моральная поддержка. И если ты действительно достоин. Это ключевое.
2. Эндрю на протяжении своих 200 лет стремился ровно к тому, от чего человечество стремиться сбежать. Я говорю о старости и смерти. Довольно философски можно потрещать с этого угла зрения.
3. Мимолетный штрих: решение, способное облегчить страдания и улучшить жизнь миллионам людей делается не ради них, а ради какой-то узконаправленной и весьма эгоистичной цели. Ну что ж, часто так и есть.
4. Очень сильный эпизод, когда заблудившегося Эндрю поймала пара юношей и просто издевались. Не прикасаясь и пальцем. Сильный тем, что вот он субъект, добившийся определенного права, но старое сидит в нем до последнего. Не важно что старое - воспитание, рабство, страх. Это и у людей также, не только у роботов.
5. Семья. Автор неоднократно упоминал связь Эндрю с семьей Мартин. В отношениях с каждым из членов можно найти и брато-сестринские чувства, и подростковый бунт против родителей, и повадки старого богатого дядюшки. Может Азимов хотел показать важность близких даже для одиночки? Однако тут как-то не получилось. Я не видел, чтобы роботу очень уж были нужны эти люди сами по себе. Если бы Эндрю жил среди нас и был из плоти и костей, мы бы посчитали его зацикленным, самовлюбленным и нелюдимым.
Такое мое впечатление.
Есть у этой повести экранизация. С замечательным Робином Уильямсом. Но история там получилась немного другой. В сценарий добавили романтическую линию. От этого история не стала ни хуже, ни лучше - другая. В книге Эндрю изначально робот и постепенно, и заметно для читателя, внутренне меняется в сторону очеловечения. В фильме Эндрю сразу как бы человеческая душа в теле робота и меняет только оболочку.
Как-то так.
#БК_2018 (Книга, написанная в год, когда вы родились)
Ой, с фильма рыдала в голос в первый раз, а в последующие непременно роняла обязательные несколько капелек слёз в самые нужные моменты. Только пару лет назад добралась до книги и уже смутно помню различия, но однозначно не жалела. Сильная штука.
@nuta2019, сильная. Но кино именно романтическое, а книга социально-психологическая.
Но фильм хороший. С Робином вроде все хорошее, что смотрел.))