Рецензия на книгу Красное и черное от neveroff
Для #самсебедекан (Изобразительные искусства) я выбрал самую цветную книжку из своего стратегического плана. Мне кажется - удачно.
Название романа это не просто цвета, взятые от нечего делать. Стендаль явно что-то подразумевал. Версий существует много, самая распространенная - противостояние выбора главного героя: красный цвет мундира французской армии или черный цвет сутаны священника.
Моя версия немножко отличается. Хотя "классическая" подходит даже больше. Я считаю, что красный цвет - это пылкая огненная страсть эмоций персонажей, а черный символизирует конец всего сущего - черная земля на крышке гроба или великое ничто, если хотите. Т.е. "Красное и черное" как "Жизнь и смерть".
Книга состоит из двух примерно одинаковых по объему, но не по интересу, частей. Первая - сильнее. Мы можем проследить за судьбой юноши, который имел мечту, но шел к другой цели и вдобавок постоянно отвлекался на смазливых тетенек, что ему только вредило. С другой стороны - прекрасная возможность увидеть, что в искренности чувств можно убедиться, только обернувшись на прожитое время из будущего.
Герои, из тех что интересны лично мне.
Жюльен Сорель
В начале читатель знакомится с 18-летним простолюдином. Что в нем особенного? Он умен, стремится к образованию, наделен здоровым (в начале книги) честолюбием и, как я полагаю, огромной долей харизмы. Парень родился и вырос в семье плотника. И имеет двух старших братьев-плотников. Для которых предел мечтаний - кружечка пивка в конце рабочего дня. Но если кто во Франции 1820-х годов и был далек от простого работяги, так это Сорель-младший.
Волею судьбы Жюльен попадает репетитором в дом мэра. При этом считая единственным своим предназначением - военное дело. Но из-за политической обстановки решает, что карьеру стоит делать в "погонах" священника. А идет и вовсе в гувернеры, позднее - в секретари.
Парень, при поверхностном знакомстве, может напомнить Клайда Грифитса из романа Американская трагедия, но это будет заблуждение. Жюльен не настолько дерьмо, не настолько примитив и вообще гораздо сложнее как личность. А в конце книги, в отличие от Грифитса, ему удается переосмыслить все и понять - кто и что было на самом деле самым важным в эти годы...
Мне кажется, что месье Сорель смог бы добиться очень многого в любом деле, за которое брался, если бы не его взлелеянный комплекс "Все хотят подчеркнуть, что я сын плотника". Т.к. автор давал узнать мысли разных людей, то можно даже сказать: чем более далек был человек от подобного отношения, тем больше Жюльен это откапывал в поведении...
Луиза де Реналь
Жена мэра, мать детей, к которым пришел на первую работу Жюльен. Весьма красивая дама около 30-ти, мать троих детей, никогда до этого мальчика даже не представлявшая что значит любить и тем более быть любимой. Приятный персонаж, с наименьшим количеством глупостей, исключая "красную" страсть. Их дуэт с Сорелем как вещественное доказательство постулата: то, что мы слышим, это то, что нам только КАЖЕТСЯ, что собеседник сказал, а вовсе не то, что он сказал.
Господа де Реналь и де Вально
Мэр и его псевдодруг-конкурент. С точки зрения забавности - на первом месте. Такие себе Траляля и Труляля, решившие вздуть друг дружку, поэтому меряются кошельками и возможностями. До мерянья мужским достоинством дело дойти не успело. Хотя вполне могло.
Матильда де Ла-Моль
Новая пассия Сореля из второй части. Вот тут непочатый объем работы для детского психолога. Девушка 19 лет, с характером мужчины 30-40 лет, силой духа полковника-ветерана и мозгами избалованной девчонки-дошкольницы. Настолько сложная и многогранная натура (правда, для моего восприятия - целиком отрицательная), что так просто и не описать.
Именно она станет тем оралом, которое вспашет жизнь Жюльена в черный цвет и доведет его до цугундера. Потому что Матильда - сильная, но глупая, а молодой провинциал, наоборот, умный, но слабый.
Вывод: неожиданно очень понравилось. Стендаль не только показывал политическую обстановку в начальный момент морального перехода Франции от Наполеона к будущей республике. Это было фоном. Он не только показал нравы зажиточных семей и примитивизм семей работяг и крестьян. Он не только показал, что церковники по системе не отличаются от армии, а по порядочности (или ее отсутствием) практически сравнялись с политиканами. Главное, на мой вкус, что ему удалось - это показывать события (и политические, и бытовые, и романтические) глазами разных персонажей, т.к. нам, читателям, были доступны мысли практически всех героев без исключения. А мысли их нередко отличались от линии поведения, и еще чаще - от сказанного вслух. Что весьма распространено и сегодня, кстати.
"Он не только показал, что церковники по системе не отличаются от армии, а по порядочности (или ее отсутствием) практически сравнялись с политиканами. " Я смотрела только фильм и запомнила из него только эту мысль. А еще, что если хочешь делать карьеру - нефиг на баб смотреть. А то все хотят и на одно место сеть и рыбку съесть.
@TatianaChernysheva, фильм не смотрел - не мое это хобби))
Про "баб"... Весь прикол в том, что Жюльен не особо и смотрел. Они сами (или их мужья, как в первом случае) его ставили в такое положение, а парень прям терялся и лез под юбку))
Вообще, в качестве оправдания Сореля, могу сказать такое - он точно не альфонс, когда был шанс жениться на очень богатой молодой даме и оказаться в шоколаде - он отказался.
Очень сложный характер у паренька.
@neveroff, в книге конечно герой более сложно показан, в фильме же он был таким типом, в народе прозванного пиз...страдальцем , не способным противостоять чарам более-менее интересной женщины. А почему такое отношение к кино? Мне кажется это же так интересно с другой стороны посмотреть на героев книги, а также часто кино выступает неким проводником, когда посмотрел, стало интересно, пошел читать?
@TatianaChernysheva, такое отношение к кино, потому что мне не интересно. Какие-то посторонние люди пытаются за меня решить как в моей голове должны выглядеть персонажи... С чего вдруг я должен на такое вестись?))
могу посмотреть фильм за компанию, не ради фильма, ради реакции людей на то, что я все время ворчу или задаю миллион вопросов.
@neveroff, почему сразу вестись на что-то? Ну показали и показали свое видение, это же не навязывание, а просто попытка передать свой взгляд (ну если это не откровенная пропаганда, конечно, хотя я и такие фильмы люблю, можно проверить себя, насколько это на тебя действует). А как же театр - там вообще каждый раз почти (ну по крайней если актеры не халтурщики) какое-то новое прочтение, вы его тоже не признаете и не любите?
@TatianaChernysheva, 1. Театр - самое любимое искусство. Я там хотя бы раз в неделю бываю. но это вообще никак нельзя сравнивать: в театре все происходит в реальном времени, там я чувствую актеров и вижу каждое движение, которое в отличие от кино - неповторимое.
2. Про "вестись". Если я кусочек моей жизни (она у меня, к сожалению одна))) ) потрачу на что-то, что мне ну никак не близко только чтобы посмотреть на "попытку передать свой взгляд" тех, кто мне не интересен, то это и будет "вестись". Один в один как посмотреть рекламу и пойти купить сникерс, когда не голодный.
Я не могу сказать, что мне не интересно все кино в целом. Например, многие работы Бёртона, Уэса Андерсона, Земекиса как раз стоящие и время на их просмотр зря потраченным не считаю. Как и экранизации Агаты Кристи 80х годов.
Но в подавляющем большинстве случаев когда меня жена уговаривает что-то посмотреть я отлично высыпаюсь перед экраном...
@neveroff, спасибо за подробный ответ, уважаю ваше решение не тратить жизнь на то, что не интересно, мне это почти никогда не удавалось, любопытство и вечное - а вдруг мне это понравится, а почему бы не попробовать? сбивают с пути истинного - чтения книг:)
Вот обидно за Сореля. Почему у Милого друга получилось по головам женщин карьеру сделать, а у Сореля наоборот.
@TatianaChernysheva, чтение книг тоже не истинный путь, это просто развлечение, не более того. )) А истинного пути не существует... Разве что кругосветное путешествие... Пешком)))
@aprilday, а тут как раз логично. Жорж Дюруа целенаправленный женщин использовал, они инструмент. Поэтому он мог просчитать и разработать план. У Сорреля был другой жизненный план, скорее исключающий женщин в качестве построения карьеры. И внедряющиеся в него леди были исключительно помехой. Но в случае со зрелой дамой вспыхнуло что-то яркое в душе, а в случае с молоденькой дурочкой нечто вроде "да что это вообще за фигня, надо разобраться"... В общем, отвлекали они его как стеклышки сороку...))
а можно поподробней на тему того, что тебе Матильда видится целиком отрицательной?
@MYRRRuna, ну а что там подробнее? Ее главная черта - "я так решила так и будем делать". Примеры: траур 30 апреля и наезд на всех, что не поддерживают ее ритуал; фактически заставила Жюльена залезть к ней в спальню; фактически сама решила уезжать ему или не уезжать; без него договаривается с отцом как они будут жить после свадьбы НИ РАЗУ не спросив Сореля чего тот сам, собственно, хочет. То же и после расторжения помолвки - гоняла в тюрьму и все сама решала - к кому пойти, как поступить. Т.е. решается судьба Сореля, но его мнение девочку не интересует даже на отдаленном уровне.
При том, что Матильда не эгоистка. Она обладательница самого отрицательного (для меня) качества: уверенности, что если она так считает, то это самое правильное. Ничем не отличается от религиозной фанатички, только вместо боженьки на алтаре - ее собственное мнение.
@neveroff, эх, и некому парнишке подсказать, что планчик можно скорректировать ) Вообще, я давно читала, в школе в старших классах. Надо перечитать .
@AprilDay, и я читал в школе. И сейчас такое ощущение, что не дочитал тогда, потому что финал оказался неожиданным.
@neveroff, "При том, что Матильда не эгоистка. Она обладательница самого отрицательного (для меня) качества: уверенности, что если она так считает, то это самое правильное. Ничем не отличается от религиозной фанатички, только вместо боженьки на алтаре - ее собственное мнение." В свете последних событий мне это кого-то нелитературного напоминает
@nuta2019, у меня в окружении таких много, начиная от двух близких родственниц, заканчивая соседкой. Когда научишься чувствовать себя зрителем в цирке становится даже забавно. Но только когда их ерзанье не портит месяцы труда. А такое тоже бывало, к сожалению...
@neveroff, а разве подавляющее большинство не такие (с боженькой на алтаре в виде собственного мнения)?
@MYRRRuna, нет, явно не большинство, тем более не подавляющее)) По крайней мере не в таких раздражающих масштабах.
Слышала ещё одну версию расшифровки названия романа. Всё дело в выражении: "Играть в красное и чёрное" (цвета рулетки), т.е. это мотив игры/судьбы в жизни персонажей ;)
@dean.sharm, очень красивая версия. С намеком на то, что как бы ты не делал выбор сам, а предрешенную случайность никто не отменял.
Спасибо, нравится этот вариант)))