Рецензия на книгу Бегство от волшебника от hloja_myrakami
Понимаете, это очень странная книга. Она читается в одно и то же время легко и тяжело. Легко потому, что слог у Айрис Мёрдок очень приятный для понимания - правильные мягкие слова, ничто не режет глаз, строки ложатся прямо. Читать одно удовольствие - так ярко в воображении появляется картинка, так легко рисуются главные герои, их внутренние переживания и происходящие события. Другое дело, что книга с самых первых строк оставляет тяжёлое послевкусие. Она давит на тебя, в глубине души словно растёт огромный ком безысходности, горя, тревоги. Ощущение несчастья настолько затягивает, что ты в безотчётном страхе откладываешь книгу на полку, всячески стараешься оттянуть момент её прочтения и стараешься не углубляться в книгу. Стараешься отвлечься и удивительно легко забываешь о том, что когда-то эту книгу начинал читать.
Я пыталась прочесть эту книгу три раза. В первый раз я прочла её практически до конца, но не смогла себя заставить - мне было очень плохо, так плохо, что я потом несколько дней провела в прострации. Всё казалось серым и блёклым, как будто все радости исчезли из жизни. Во второй раз я быстро пробежалась по событиям, читала по диагонали, пыталась понять - ну где, где же счастливый финал? У книги с таким названием обязательно должен быть счастливый конец - сказочница, убегающая от волшебника, наконец-то разглядела в нём благородство и ответила на его чувство взаимностью. В итоге ничего не поняла и не запомнила и закинула книгу на полку. Она какая-то... странная, что ли? Слишком взрослая для меня, со своими тягомотными переживаниями, покорностью к судьбе, бесхребетностью героев. Как Кафка, у которого все герои слишком сломаны и потеряны, чтобы противиться внешним обстоятельствам.
В третий раз я прочитала её сегодня. Давилась текстом, заставляла себя читать, читать и читать. Как я уже говорила, сам текст ложится легко и ровно. Если бы не это гадостное послевкусие, что остаётся после прочтения...
Книга начинается с нескольких историй. Все они связаны одним человеком - закончилась одна история, началась другая, и герой прошлой истории врывается на место действия ураганом. Закончилась эта история и начинается другая, и в ней герой прошлой постановки упоминается вскользь, как источник некой информации... все эти истории нарастают и нарастают, пока наконец-то не выделяется главная сюжетная линия. Она состоит из этих маленьких отрывочков текста, из множества случайных событий, воспоминаний, диалогов. Но все они, несомненно, ведут вас к главной драме этой книги.
Герои здесь - сильные личности, имеющие на всё своё мнение. Но даже несмотря на твёрдость их убеждений остаётся впечатление, что люди эти мелочны, жалки, слабы. Что они смирились со своей судьбой и совершенно не борются за своё счастье. А если и борются, то все эти попытки заранее обречены на провал. Эта книга... она ужасна. Потому что книги должны оставлять после себя что-то хорошее. Я считаю, что жанры здесь проставлены совсем неправильно - ну какое это фентези? Где здесь волшебники? Где здесь любовный роман? Любовный роман - это когда герои в конце остаются счастливы. Семейный роман - это когда рассказывается о семье, а не как здесь - выхватывая кусками громогласное "я, я, я!", которое, при этом, совершенно не заботится и лишь изредка вспоминает о других членах семьи. Современная литература - это не 50-тые года, не постепенно нарастающий прогресс, не отсутствие привычных уже нам электронных гаджетов. Вся эта книга - сплошной обман, от названия, от жанров, от начала и до конца. Я надеялась под интригующим названием и романтичным именем автора отыскать что-то воодушевляющее, способное дать мне ЧТО-ТО, что я смогла бы использовать как фундамент к построению своей духовной личности. А всё, что я получила в ответ, это горький комок, сжимающий горло, это шум в ушах и ощущение полной безнадёжности и отравленного счастья.
Эта книга - просто ужасна.