Рецензия на книгу Любовница французского лейтенанта от cupy
Начну с того, что не для всех актуально, но для меня книга началась с этого. Взялась слушать аудиоверсию от безысходности, на 99% уверенная, что брошу через несколько минут из-за специфичности исполнения Ерисановой, но внезапно впервые за много лет проб и ошибок столкнулась с тем, что и этот декламатор может читать более проникновенно, чем обычно. И тут к заинтересованности Фаулзом добавилось любопытство – что же могло пронять «железную леди» от мира аудиокниг?
После потрясающего знакомства с автором в лице Коллекционер меня немного подкосили дебри Волхв, и вот третья попытка снова окрылила и задала ещё более высокую планку. Обычно стараюсь не делать ранних выводов, дать книге осесть, но в этот раз уже по ходу чтения хотелось причислить роман к числу наиболее полюбившихся. Удивительно совпало всё – неожиданно интригующий сюжет, с которым автор играет, чередуя повествование записками об эпохе и прочими отхождениями. Не меньше понравилось и то, как Фаулз преподносил своих героев, за образами главных лиц не видится плеяда им подобных, что особенно круто с учётом той исторической эпохи, на которую покусился Джон. Всё-таки какими бы ни были приятными классические романы, их персонажи часто больше походят друг на друга, чем их современные коллеги.
Сара – женщина-загадка таких масштабов, что книгу можно рекомендовать тем, кто пресытился детективами, но хочет чего-нибудь непредсказуемого. На протяжении сюжета представление о ней и отношение к ней постоянно скачет. Подобное можно сказать и о других основных персонажах, поскольку книга далека от статичности, но Сара навсегда остаётся особо яркой во всём. Думаю, если бы Фаулз меньше заимствовал мастерство паука, роман понравился бы куда меньше по тем же причинам, что и Театр, но более искусное ведение героев придало произведению притягательность. Особенно удивило, что даже спустя 600 страниц разного рода поворотов автор всё равно припас один из самых неожиданных напоследок. Тем более что это не отвисшая челюсть ради отвисшей челюсти, а вполне закономерное продолжение той героини, какая появилась ещё на первых страницах. Часто сталкивалась с мнением о том, как непонятна читателям Сара. И даже читательницам. Мне же она была даже близка поначалу, но потом ощущение родства стало вытеснять просто понимание. Книга объёмная, кто-то может увидеть излишества в некоторых моментах (особенно более абстрактных), но как раз они подчёркивают одну из главных идей Фаулза – время и общество может накладывать путы, которые видны более чётко на примере таких личностей, как Сара, но и примеры других героев показывают, как текущее устройство загоняет в рамки, и остаётся лишь два выхода. Подчиниться, что типично для женских судеб, особенно того периода (как было с Эрнестиной), либо же периодически проверять решётки на прочность, и тогда остепенившиеся окружающие не преминут щёлкнуть по носу за каждый новый раз (судьба Чарльза). И совсем редкий случай – такая, как Сара. Ей и забавно, и интересно узнавать людей, ставя маленькие эксперименты. Её не заботит мнение общества, в центре интереса только внутренний компас. Каждому, кто захочет осудить, Фаулз напомнит, во сколько раз больше в те времена было домов терпимости и разной грязи. Вполне понятно желание протестовать против системы лицемерия.
К минусам можно причислить не слишком впечатляющего главного героя, но рука не подымется – именно таким слабоватым и мнительным он и должен быть в этой истории. Не совсем понравилась и идея с альтернативными финалами, но это уж вкусовщина. Единственный раз, когда я была в восторге от этого художественного приёма, пришелся на «Улику», но положа руку на сердце надо признать, что причина закончить историю так у автора всё-таки была.
P.S. Лето такое лето, что перемешало для меня списки, и я думала, что книга со Стрип в экранизации относится ко второму списку. Но всё равно хочу посмотреть, тем более Айронс не менее точно сможет передать такую роль.
Наверно, это тот редкий момент, когда наши с тобой впечатления сильно разнятся
@jasa_anya, это ты после Кэлпурнии так говоришь, но на каждую Кэлпурнию найдется много книг с разными оценками, одни только детские взять) а что тебе так не понравилось?
@cupy, это я понимаю, но обычно у нас с тобой вкусы более менее схожи.
ой, мне вообще чет мало всего понравилось. На днях попробую в печатный вид мысли привести
@jasa_anya, если бы ты говорила, что планируешь её, я бы отговаривала, мне кажется, ты другое больше любишь. И вроде, все эти ответвления про Дарвина и прочее - тоже не в твоём стиле
@cupy, ответвления про Дарвина мне как раз нормально зашли)
@jasa_anya, забавно, что у меня это была уже 3я подряд книга, связанная с Дарвином, да и ты только-только Кэл прочла.
Тогда зря тебя запугали Коллекционером, может и понравится
Приятно читать про твой восторг и понимание книги и героини) И даже Ерисанова проняла ... Я недавно на какой-то книге тоже обнаружила, что и она далеко не всегда вызывает раздражение, и даже может понравится. А ещё я до сих пор экранизацию не посмотрела, а если бы в рамках кинофака читала, то просмотр был бы мгновенным)
"Ей и забавно, и интересно узнавать людей, ставя маленькие эксперименты" - пожалуй, я бы не назвала это маленьким экспериментом))) поломку человеческой судьбы. Но книга тоже очень понравилась
@liu, а мне приятно, что не прошёл и год с кинофака, как мы обе закрыли этот должок)) У Ерисановой иногда тоже полегче слушается, но в этот раз особый случай. А вот на одном из прошлых курсов не смогла Даррелла в её исполнении слушать, не подходит этот автор ей. А некоторые более строгие подходят. Да на этом курс вообще из-за экранизаций постоянно кинофак вспоминается - часто книги можно с просмотрами совмещать. И не всегда даже из списка экранизаций)
@san.d.ark, не хотелось раскрывать все масштабы для ещё не читавших) А может я просто после книги Волна уже масштабы экспериментов иначе понимаю. + тут из разряда "обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад". Всё-таки у человека был выбор - жить как решил или тянуться к тому, что манит
@cupy, да действительно... эти строки очень подходят! Жалко, что для Чарльза не сложилось никакого третьего, альтернативного выхода из ситуации, если уж прежняя жизнь вдруг перестала устраивать... Если честно, всегда были неприятны женщины вроде Сары - какое-то змеиное коварство.
@cupy, у меня только настрой на просмотр экранизаций в этот раз на нуле, вернее даже не настрой, а наличие свободного времени) У меня таких должков с кинофака много наберётся)
@san.d.ark, одни из моих любимых строк, широкий спектр применения)) А у меня к Чарльзу жалости не было, просто позитивное восприятие сменилось более разочарованным. Я считаю, всё было в его руках, у него не было испорченной репутации из-за узости взглядов общества, как у Сары. И да, жалко было скорее невесту, хоть она и с зашоренными глазами ходила, но с кем не бывает в таком положении. Соглашусь, Сара в какой-то момент начинает отталкивать
@liu, не рассказывай мне, я вон даже до 2 сезона своей авы никак не доберусь, хотя желания хоть отбавляй) Должков у всех много, да
@liu, но я смотрю, постепенно многие их закрывают)
@san.d.ark, посоветую ещё Коллекционера, в тему разговора о том, кто злодей, а кто жертва - в обеих книгах прослеживается этот анализ, очень любопытно
@cupy, давно собираюсь его прочитать! но с новыми академиями не знаю пока, когда до него доберусь...)
@cupy, прочитала книгу , решила ознакомиться с предыдущими рецензиями. Поразительно, но ощущение, будто эта рецензия из моей головы. Даже насчет чтения Ерисановой полное попадание. Бывает же)
@arisha9696, спасибо за коммент, сразу накатила ностальгия по этому роману и даже захотелось срочно Фаулза почитать+увидела в рец так и не выполненное обещание посмотреть экранизацию.. Помнится, у меня тоже бывали ощущения "из моей головы", иногда мысли даже сформулированы очень похоже. Кстати, я в конце года ещё слушала Франзена (прям моб Ф в миниатюре)) в её исполнении и тоже уже не так раздражала