Рецензия на книгу Монах от liu

«Монах» Льюиса – удивительное произведение, которое при всей своей наивности романтизма увлекает и дарит истинное удовольствие своим стилем и стройной композицией. Но для конца 18 века роман оказался сенсационным и вызвал бурю резкой критики и пылких восторгов, и было чем возмущаться и восторгаться. Повествование выдаёт в юном 19-летнем авторе человека хорошо образованного, талантливого и с замечательной фантазией (которая кстати росла ещё и из внутренних комплексов из-за отсутствия достаточно красивой внешности). Будучи романом готическим, «Монах» всё же не однороден по жанру и гармонично сочетает в себе наследие прошлых веков, отражение настоящего и устремление в будущее с нотками литературного новаторства. Чувствуется и средневековые модели поведения героев с мотивом мести, привязкой к черно-белому мышлению и восприятию мира через церковь и веру, в том числе и суеверия, тут же классичность формы и изложения, рациональность с морализаторскими воспитательными темами в стиле Века Просвещения, но уже в силу вступает и романтизм с его бунтарским духом, переосмыслением религии и категорий добра и зла.
Главный герой, который не является единственным и преобладающим, но озаглавивший роман, – молодой и будто бы образцовый монах Амбросио, облик которого был «благороден и исполнен властного достоинства», до жути красноречив, чем возбуждал даже у не слишком усердных христиан религиозный жар, и не только религиозный. Несмотря на положительные характеристики на первых страницах романа, будущее падение служителя церкви предрекается с самого начала. Что-то общее есть у героя с Фаустом, но Фауст Гёте более романтичен и как ни странно приятнее и во всяком случае умнее. Амбросио же, помимо того что порочен и слаб, ещё и непроходимо глуп. Любое появление этого жалкого персонажа (не по исполнению автором, но по темпераменту) вынуждало непроизвольно закатывать глаза, но не уменьшало интереса к происходящему.
Проведя всю сознательную жизнь в стенах монастыря, Амбросио вырос неискушённым событиями вне его стен, но что хуже – подвергнулся пуританскому и извращённо-добродетельному воспитанию, которое в итоге подавило в нём все хорошие начинания и взрастило негативные явления, спрятавшиеся до поры до времени. К тому же его нереализованные сексуальные потребности, копившиеся со времён пубертатного периода, в конце концов должны были найти выход и не в самом здоровом виде. Возможно, что монах и не был непроходимо глуп, но вырвавшиеся наружу нешуточные страсти затмили его не слишком крепкий разум. И когда приходит пора искушений и демон в человеческом обличии начинает сыпать логически-хитрыми для того времени пассажами на религиозную и нравственную тематику, брать искушаемого на слабо, льстить и манипулировать сознанием, Амбросио ничтоже сумняшеся отправляется в достаточно стремительное падение, на ходу разрушая несколько судеб и не стесняясь обвинять жертвы.
Автор в принципе не дал шансов своему главному герою, наделив его слабым характером и не создав противовеса злым силам в виде ангела или какого-либо вида божественного вмешательства, а внутренняя борьба велась не между добродетелью и пороком, но между решением совершить непростительное и страхом перед наказанием, что только ещё больше подчёркивает безволие. Помимо демонизации образа монаха, критикуется вообще вся церковная система, которая становится сосредоточением жестокости, суеверий и ломающих общество традиций.
Что касается прочих персонажей, то молодые люди благородны, смелы и верны, а юные девы наивны, прекрасны и добры, и в общем-то непорочны по своей натуре. Складывается несколько любовных линий в трагично-романтическом стиле с готической составляющей, добавляющей интереса и глубины.
Очень большую роль в романе играет мотив перевоплощения, напоминающий о драматургии и переодеваниях на сцене, об опере-буффа. Несколько ведущих героев примеривают на себя другие образы в силу разных обстоятельств, притворяются кем-то иным, более того есть даже случай тройной трансформации. Такие переодевания с одной стороны вносят мотив комедии, но с другой – порой приводят к печальным и необратимым последствиям.
Ну и конечно же, мистические мотивы, которых хватает сполна, c учётом наличия всех других тем. На фоне того, как осмеянию подвергаются суеверия и страхи потустороннего, мистическое присутствует на самом деле – демоны, духи, колдуны, призраки, ритуалы, Люцифер собственной персоной, упоминается Вечный Жид. Один из самых ярких образов в этой сфере – Окровавленная монахиня.
В итоге, этот роман 18 века настолько богат темами и талантливо написан, что может быть с увлечением прочитан читателем 21 века, а это ли не одна из самых хороших характеристик.
#СВ1_1курс (Святое Средневековье)
Гофман оглядывался на Монаха при написании Эликсиров сатаны, не знаешь? забыла этот момент
Я книгу читала еще до Ридли, когда в основном классику для себя читала. Помню скучное начала, но потом так всё завертелось, что мне даже сон приснился)
А я вообще не уверена, что теперь буду читать проспойлеренную книгу, пока не забуду)
@Nyut, скорее всего вдохновлялся, Монах всё-таки шума наделал, а Льюис в свою очередь вдохновлялся Замком Отранто и романами Анны Радклиф, в общем все они там друг другом вдохновлялись))
@rina_rot, начало мне тоже не очень легко далось, я начала аудио слушать и поняла, что не могу воспринимать на слух и имена путаются, взялась просто читать с самого начала) Странно, вроде и чтец неплохой, да и не было такого до этого даже с чтецами не очень)
@cupy, а тебе кто что проспойлерил?)
@liu, причём со сном история интересная. Я тогда занималась репетиторством, дети ко мне приходили. Ну я пришла с работы, не выспалась и решила часок поспать. Днём то я никогда не сплю, да и чтоб еще сны снились... А тут приснился. Потом ко мне пришёл ребенок. Я долго собиралась с мыслями, и во время урока нет-нет да зависну, вспоминая про сон)
@rina_rot, надо было ребёнку пересказать Монаха))) А ты до сих пор и сам сон помнишь?
@liu, В пьянящей тишине отчисленная
@liu, нет, но там что-то было про подземелье и страшные страсти))
@cupy, всё, вспомнила.. Мне спойлеры Монаха не навредили, всё оказалось сложнее и интереснее, к тому же изначально очень нравилась сама стилистика, такое даже и перечитывать ради слога можно с удовольствием)