Рецензия на книгу Жизнь Пи от lanalana

#свояигра (книга с религией в сюжете за 30)
После Высокие Горы Португалии о Мартеле у меня сложилось следующее мнение: он несомненно умён, оригинально мыслит, любит метафоры и скрытый смысл, а ещё он ужасный зануда. Из-за этого последнего пункта мне и сложно его полюбить. Надо же так «растекаться мыслью», когда можно то же самое выразить меньшим количеством слов.
Моя рецензия будет очень субъективной. Получилось так, что в «Жизни Пи» сошлись все те вещи, про которые я не люблю читать. Я не люблю читать про животных, а мне предложили добрую треть книги читать об их повадках и жизни в зоопарке. Частично я согласна с автором в том, что люди часто приписывают животным собственные чувства и качества. Животные другие и не всегда на воле им лучше, чем в зоопарке. Да, в зоопарке может быть райская жизнь. Но где найти такой, в котором о животных действительно заботятся и в котором для них создаются все условия?
Не совсем я поняла, почему говорят, что это книга имеет религиозный смысл. Если бы герой в начале долго не размышлял о религиях, пытаясь исповедовать три одновременно, мысль о религиозной составляющей вообще не пришла бы мне в голову. Эта попытка Пи усидеть разом на трёх стульях меня удивила. Либо ты выбираешь одну и следуешь ей до конца, либо (что более правильно в его ситуации) признаёшь, что Бог есть, но он не имеет никакого отношения ни к одной из религий и тогда отвергаешь их все.
После длинного и затянутого вступления наступила ещё одна нелюбимая мной тема, тема кораблекрушения и выживания в открытом море. Пи оказывается в спасательной шлюпке вместе с зеброй, гиеной, орангутаном и тигром. С самого начала я была убеждена, что тигр ненастоящий, и читать было интересно, выискивая подсказки, тайные знаки в попытке понять, что же имел в виду Мартел.
Как бы не хотелось, чтобы вариант со зверинцем на борту был настоящим, для меня очевидно, что реален именно второй вариант, рассказанный Пи японским чиновникам. Человек устроен так, что самые ужасные, невыносимые события он склонен либо забывать, либо предаваясь иллюзиям, выдумывать собственную реальность, в которой не так страшно. Вот тут и можно притянуть тему с религией. Некоторым она облегчает страдания, помогая не сойти с ума. Может быть, именно поэтому многие отвергают вторую версию? Поэтому и становится несчастный матрос со сломанной ногой зеброй, кок — гиеной, а мать — орангутаном. Легче знать, что гиена оторвала ногу зебре, а не кок отрезал её ножом у ещё живого парня. Легче видеть, как гиена убивает орангутана, чем то, как гибнет мать. И легче признаться себе, что это тигр убил и съел кока. Им спокойней жить, зная, что люди в отличии от животных не способны на столь ужасные вещи.
Думаю, что тигр — это и есть сам Пи, его вторая звериная сущность, которая живёт в каждом человеке. Она дремлет глубоко внутри, но в экстремальной ситуации инстинкты просыпаются и человек становится зверем. И боролся Пи не с тигром, а с тем звериным, что в нём есть, пытаясь, пережив страшные события, остаться человеком. Вместе с тем он понимает, что если бы не эти проснувшиеся в нём инстинкты, выжить он бы не смог.