Рецензия на книгу Шум времени от bedda
Поразительная книга. Три кадра, выхваченных из жизни Шостаковича, три високосных года с разницей в 12 лет друг от друга - как трезвучие, определяющее особый музыкальный лад - советский, или мажорный минор.
"Быть русским человеком – значит быть пессимистом; быть советским человеком – значит быть оптимистом. Поэтому выражение «Советская Россия» внутренне противоречиво."
"Оптимистическая трагедия" - название пятой симфонии Шостаковича - словно отображает суть советской действительности и жизни самого композитора.
Оптимист по приказу сверху - таким приходится стать Шостаковичу, чтобы выжить. Таким он нужен партии - штампующим масскульт, поднимающий дух сталеварам и ткачихам. Искусство принадлежит народу (с), так что давайте нам песенки к кинофильмам, а ваше малопонятное высоколобое творчество, Дмитрий Дмитриевич, доверьте-ка ящику письменного стола, а лучше печке.
Барнс как-то просто и незамысловато заставляет почувствовать весь кошмар взаимоотношений творческого человека, наделённого талантом и совестью, с советской властью. Он не нагнетает обстановку спецэффектами, не давит на чувства и не выжимает слезу. Он просто буднично повествует. Но за этими незатейливыми описаниями обычных дней сквозит глухое отчаяние, бесконечный страх и муки совести.
Партия=насилие.
Время идёт, сменяют друг друга годы и рулевые у штурвала. Но насилие остаётся. Изменяется только его форма. Прежний страх физического уничтожения уступает место пониманию, что иной раз остаться в живых - ещё страшнее. Власть не оставит в покое, она сделает все, чтобы человек постоянно ощущал себя ничтожной малодушной скотиной.
“Матушка Россия
Не берет насильно,
А все добровольно,
Наступя на горло.”
Поражает, насколько "русской" вышла книга у Барнса, как деликатно и с любовью подошёл он к работе с биографическим материалом, какой предварительный труд проделал, чтобы роман получился достоверным и живым.
Обилие реальных исторических лиц и деятелей культуры, географических точек, русских песен, поговорок, фильмов, специфических описаний и деталей - просто стопроцентное попадание в атмосферность. Огромный-преогромный респект автору.
Так довольна вниманием к этой книге, тяге и интересу к музыкальному)) Она мне постоянно на книжных полках в магазинах попадается, но не соблазнилась пока на чтение, слишком свежи воспоминания о литературе о Шостаковиче и прослушивании его музыки, пока достаточно. А как у тебя с его музыкой? Слушала что-нибудь, вдохновившись книгой?
@liu, слушала пятую симфонию и с удовольствием отметила про себя, что она мне знакома) Понимаю, с каким тяжелым сердцем Шостакович приделал к ней мажорный советский финал. Мне симфония нравится как раз своей минорной тревожностью. Да, и представляю себе, как его мутило от сочинения всяких киношных песенок.. А на Леди Макбет меня настоятельно зазывает в театр Катании одна дама, представь)
@bedda, осталось дело за малым - покориться этим зазываниям, звучат они весьма привлекательно) От себя советую послушать Восьмой квартет. Не могу сказать, что твоерчество Шостаковича мне очень симпатично, оно неоднозначное и скорее иногда попадают под настроение некоторые мотивы, он больше для меня как символ отчаянной борьбы и выживания художника.
Ничего в музыке не понимаю, но хочу!
@Nyut, там совсем не обязательно понимать в музыке, читай)
@liu, если и тебе (профессионалу) Шостакович кажется неоднозначным, то представь каково просто любителям?))
Есть у него совершенно волшебные вещи (я, например, в свое время до дыр заслушал балетные сюиты), а вот с симфониями сложно все. "Заходят" только нечетные, что забавно. И то кроме третьей...
Даже Стравинский проще ложится на фибры души))
@neveroff, я пока сообразила, что это ты...)))
@neveroff, думаю, что некоторым любителям и Шостакович очень даже может зайти - ведь это дело вкуса, а не профессионализма, ну и ещё настроения) Понимание чьего-то творчества ещё не означает любви к нему. Стравинский для меня такой же неоднозначный, но я вообще чаще склоняюсь к аполлоническому началу в музыке чем к дионисийскому)
@liu, видимо, истерика Стравинского мне ближе, чем депрессия Шостоковича. Но опять же - не везде и не всегда, тут ты права на 1000% про настроение.