Рецензия на книгу Большая барахолка от bedda
#СВ1_3курс (доп)
Читать роман было очень интересно, но к автору имею две претензии.
Во-первых, концовка. Проблема не в том, что она не понравилась (это, что называется, мои проблемы) - дело в том, что мне она не показалась органичной. Ну, не верю я, что главный герой поступил бы таким образом. Гари, наверное, предвидел, что финал не всем придётся по душе, и потому подробно разъяснил, почему именно так.
Во-вторых, как раз это объяснение, которое исключает возможность других трактовок произошедшего. И ещё несколько эпизодов, где автор практически прямым текстом, в лоб высказывает основную мысль романа и буквально на пальцах растолковывает смысл своих же метафор. После "Леди Л." от Ромена Гари я ожидала более тонкой работы.
Возможно, дело в том, что этот роман - одно из первых произведений автора, и стилю писателя ещё недоставало того изящества, которое поразило меня в поздней его работе.
И все-таки роман цепляет, потому что темы в нем подняты серьёзные и непростые. Хаос и неразбериха послевоенной Франции, тысячи выброшенных в неустроенный мир сирот, многим из которых придётся выживать самостоятельно.
Автор повествует об одном таком мальчишке, вовлеченном в подпольный промысел, и о том, как тот пытается разобраться со своей жизнью, найти свой путь и отыскать ответы на волнующие его вопросы.
Перед глазами Люка - пестрая людская барахолка; но что такое вообще - человек, что на самом деле стоит за этим словом? Стоило ли отцу погибать за "человека"?
Богатый материал для наблюдения за человеческой природой Люк получает в лице своего "опекуна" Вандерпута, самого интересного и неоднозначного, на мой взгляд, персонажа романа. Несмотря на неблаговидность его поступков и сомнительную философию, Вандерпут не вызвал у меня явной антипатии. Душераздирающее одиночество, которое сопровождает всю его жизнь, само по себе - серьезная плата за грехи; оно и причина их, и следствие, и наказание.
Намного ли лучше Вандерпута его судьи, так ли виновен он перед обществом, не принимавшем его?
Человеку ведь на самом деле нужно лишь немного тепла и участия.
И поэтому финал, особенно его мотивировка, меня не убедил.
И тебе, как и Свете, не хватило более зрелого Гари... Я наверное сделала чуть больше скидку на раннее творчество. А ещё сейчас позабавил жанр, указанный на ридли: боевик. Предствила себе экранизацию в виде боевиков 90-х)
@liu, боевииик))) Ну да, минутная сцена под розовым кустом - чистый боевик) Тебе, кстати, не показалось это неуместным? Мог бы просто оставить его в носках и с флюсом и уйти...
@bedda, мне кажется даже наоборот, очень органичная, такая траги-комическая сцена, я бы сказала - одна из лучших в книге) Не мог он его оставить - никак не мог, как бы этого читателю не хотелось)
@liu, а у меня, понимаешь, не складываются воедино сложившийся в моей голове главный герой и финальная сцена. То есть символизм, который вложил в неё автор, абсолютно понятен, но именно этого персонажа я в ней не вижу. Сцена сама по себе, герой сам по себе.
Но я утешаюсь тем, что это исключительно мои заморочки)
@bedda, такие вещи всегда очень индивидуальны. Как я уже писала, на меня очень сильно повлияли связи с другим романом Гари "Вся жизнь впереди", который всё же более крепкий и зрелый, он уже ближе к концу жизни написан. И Леди Л., конечно же, во многом более органичная и цельная книга, более обаятельная даже. И ещё все эти призывы Гари к жалости каким-то образом смягчили меня и по отношению к его барахолке, именно в свете этого сочувствия она начинает впечатлять больше.
@liu, так вот у меня разрыв мозга именно потому, что всю дорогу речь шла о жалости, единственно которой человек заслуживает. И в этом ключе все действия выглядели убедительными вплоть до финальной сцены. Я бы и ее приняла, интерпретировав, как coup de grâce, но Гари настоял на другом толковании - в отказе от жалости, потому что человек - такое дерьмо, что ее не достоин. То есть и это внезапное озарение можно принять, но для конкретного Люка при таком раскладе я вижу логичным следствием именно отряхнуть руки от «человечества», то есть условно уйти и все. В общем, у меня диссонанс)
@bedda, это был не отказ от жалости, а скорее жалость в другом виде.
@liu, я ж и говорю, что так бы и интерпретировала, если бы автор не стал давать пояснения этому поступку. Без них было бы лучше)
@bedda, наверное, ты права) А писатель всё же быть прав не обязан)
@liu, ))) я на него зла не держу за это))